____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства Республики Коми от 10.08.2022 N 350-р.
____________________________________________________________________
Внести в распоряжение Правительства Республики Коми от 19 августа 2021 г. N 400-р следующее изменение:
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2022 год и на период до 2024 года, одобренный распоряжением (приложение), изложить в редакции согласно приложению.
Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Коми
И.БУЛАТОВ
"Одобрен
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 19 августа 2021 г. N 400-р
(приложение)
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2022 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА
Показатели | Единица измерения | 2019 факт | 2020 факт | 2021 оценка | прогноз | |||||
2022 | 2023 | 2024 | ||||||||
консервативный | базовый | консервативный | базовый | консервативный | базовый | |||||
Численность населения (в среднегодовом исчислении) | тыс. человек | 825,4 | 817,0 | 808,7 | 798,1 | 798,7 | 787,1 | 788,6 | 776,6 | 779,0 |
Общий коэффициент рождаемости | число родившихся на 1000 человек населения | 9,6 | 9,3 | 9,1 | 8,9 | 9,2 | 9,0 | 9,3 | 9,1 | 9,4 |
Общий коэффициент смертности | число умерших на 1000 человек населения | 12,0 | 13,5 | 14,8 | 14,8 | 14,5 | 14,5 | 14,3 | 14,3 | 14,2 |
Миграционный прирост (убыль) | тыс. чел. | -7,8 | -3,3 | -5,2 | -6,6 | -6,0 | -6,5 | -6,0 | -6,1 | -5,4 |
Валовой региональный продукт | млрд руб. | 720,7 | 658,2 | 763,5 | 763,6 | 782,4 | 788,2 | 821,7 | 794,4 | 847,2 |
Темп роста объема валового регионального продукта | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 100,9 | 92,2 | 98,5 | 96,8 | 99,1 | 99,5 | 101,3 | 97,0 | 100,1 |
Индекс промышленного производства, в том числе по видам экономической деятельности: | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 102,2 | 93,0 | 102,4 | 100,8 | 103,6 | 100,8 | 103,7 | 100,9 | 102,5 |
Добыча полезных ископаемых | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 103,0 | 91,1 | 100,9 | 100,9 | 102,7 | 100,9 | 102,1 | 101,3 | 102,7 |
Обрабатывающие производства | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 100,0 | 90,6 | 104,3 | 100,5 | 105,2 | 100,5 | 106,2 | 100,3 | 102,2 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 99,4 | 98,3 | 103,4 | 101,0 | 102,1 | 101,1 | 102,5 | 102,2 | 103,0 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 97,2 | 106,6 | 106,0 | 105,8 | 107,9 | 101,6 | 107,9 | 97,1 | 102,0 |
Продукция сельского хозяйства всех категорий | млрд руб. | 10,8 | 12,1 | 13,0 | 13,5 | 13,6 | 14,1 | 14,5 | 14,8 | 15,4 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 96,5 | 114,8 | 101,8 | 100,8 | 102,2 | 100,6 | 102,3 | 100,6 | 102,4 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" | млрд руб., в ценах соответствующих лет | 44,9 | 43,5 | 44,0 | 44,1 | 45,0 | 44,1 | 46,3 | 44,2 | 47,9 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Строительство" | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 90,0 | 98,1 | 97,5 | 95,9 | 98,0 | 96,0 | 98,5 | 96,2 | 99,0 |
Ввод в действие жилых домов | тыс. кв.м общей площади | 236,7 | 204,2 | 211,0 | 174,8 | 233,0 | 177,8 | 237,0 | 180,0 | 240,0 |
Инвестиции в основной капитал | млрд рублей | 121,6 | 140,4 | 115,0 | 108,7 | 117,9 | 111,2 | 120,7 | 107,0 | 116,3 |
Темп роста объема инвестиций в основной капитал | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 83,8 | 111,5 | 77,9 | 90,4 | 97,9 | 97,7 | 97,8 | 91,9 | 92,0 |
Индекс потребительских цен на конец года | % к декабрю предыдущего года | 103,0 | 106,6 | 106,1 | 105,8 | 105,5 | 105,4 | 105,2 | 105,2 | 104,8 |
Оборот розничной торговли | млрд рублей | 162,3 | 164,8 | 170,5 | 176,6 | 177,3 | 183,1 | 184,8 | 189,9 | 193,0 |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах | 100,1 | 97,8 | 99,5 | 99,6 | 100,1 | 99,7 | 100,3 | 99,8 | 100,5 | |
Объем платных услуг населению | млрд рублей | 52,5 | 46,8 | 51,6 | 52,5 | 53,0 | 53,4 | 54,9 | 54,4 | 56,9 |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах | 97,6 | 83,8 | 105,0 | 96,5 | 97,9 | 96,6 | 98,5 | 96,7 | 98,9 | |
Фонд заработной платы работников организаций | млрд рублей | 196,2 | 206,0 | 211,4 | 214,4 | 218,2 | 217,3 | 225,2 | 220,0 | 232,4 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) | рублей | 46609,0 | 50500,0 | 52500,0 | 54705,0 | 55125,0 | 57002,6 | 57881,3 | 59396,7 | 60775,3 |
% к предыдущему году | 103,9 | 108,3 | 104,0 | 104,2 | 105,0 | 104,2 | 105,0 | 104,2 | 105,0 | |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | % г/г | 96,6 | 96,5 | 95,0 | 94,9 | 96,6 | 95,3 | 97,1 | 95,8 | 97,8 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) | % | 1,4 | 3,5 | 1,9 | 2,0 | 1,9 | 1,9 | 1,8 | 1,8 | 1,7 |
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе | тыс. чел. | 494,5 | 481,0 | 468,1 | 463,5 | 465,8 | 458,0 | 463,2 | 456,0 | 461,7 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте | тыс. чел. | 448,2 | 443,4 | 424,5 | 420,5 | 422,5 | 415,5 | 420,2 | 413,8 | 418,9 |
иностранные трудовые мигранты | тыс. чел. | 5,7 | 4,8 | 4,9 | 4,9 | 4,9 | 4,8 | 4,9 | 4,8 | 4,9 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике | тыс. чел. | 40,6 | 32,9 | 38,7 | 38,2 | 38,4 | 37,7 | 38,1 | 37,4 | 37,9 |
Численность занятых в экономике | тыс. чел. | 401,0 | 383,2 | 378,9 | 372,7 | 374,5 | 365,9 | 370,1 | 360,9 | 365,4 |
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2022 год и на период до 2024 года (далее - прогноз) разработан в двух вариантах - базовом и консервативном.
Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития региональной экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Параметры данного варианта прогноза предполагают сдержанный внутренний спрос - как потребительский, так и инвестиционный, обусловленный сохранением части ограничений, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции; постепенный восстановительный рост экономики.
Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий и повторных волн распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В Республике Коми в отчетном периоде 2021 года складывалась неоднозначная социально-экономическая ситуация, характеризуемая как ростом, так и снижением показателей в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Так, по сравнению с уровнем аналогичного периода 2020 года увеличились:
производства текстильных изделий, одежды, продукции деревообработки, бумаги и бумажных изделий, нефтепродуктов, химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, работы по ремонту и монтажу машин и оборудования;
производство продукции сельского хозяйства (по итогам 1 полугодия 2021 г.);
объемы работ по виду деятельности "Строительство" и ввода в действие жилых домов;
оборот розничной торговли и объемы платных услуг населению;
номинальная начисленная заработная плата работников организаций (по итогам 7 месяцев 2021 г.);
доходы консолидированного бюджета Республики Коми;
объемы поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми.
Кроме того, снизились численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, и уровень зарегистрированной безработицы.
В числе негативных итогов отмечается:
сокращение добычи каменного угля, нефти, природного и попутного газа;
увеличение государственного долга Республики Коми;
сокращение объема инвестиций в основной капитал (по итогам 1 полугодия 2021 г.);
увеличение индекса потребительских цен;
снижение реальной заработной платы;
снижение грузооборота и перевозок грузов автомобильным транспортом.
В числе основных факторов, ограничивающих рост экономики в 2021 году:
сделка ОПЕК+, направленная на стабилизацию мировых цен на нефть;
структурные изменения спроса и предложения, вызванные новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в том числе введение ограничительных мер. Масштаб и продолжительность влияние данного фактора носит неопределенный характер.
При этом в Республике Коми продолжают действовать федеральные и региональные меры поддержки бизнеса и населения, направленные на ограничение спада в экономике, поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми. Так, программы поддержки бизнеса направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
Демографическая ситуация в Республике Коми на протяжении ряда лет характеризуется сокращением численности населения, тенденцией к снижению рождаемости, относительным ростом показателей смертности населения, отрицательным естественным приростом и сокращением ожидаемой продолжительности жизни.
Для улучшения ситуации государственная демографическая политика в среднесрочной перспективе нацелена на обеспечение устойчивого роста численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни. Для достижения национальных целей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указы N 204 и N 474), в Республике Коми в рамках национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение" реализуется ряд региональных проектов, направленных на нивелирование основных факторов и проблем, тормозящих улучшение динамики демографических показателей.