Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства области от 09.11.2020 N 879-п



Таблица 8



SWOT-анализ условий осуществления внешнеэкономической деятельности на территории Ярославской области

Сильные стороны (преимущества)

Слабые стороны (недостатки)

- ряд предприятий обрабатывающей промышленности Ярославской области обладает необходимыми компетенциями для выпуска конкурентоспособной продукции с высоким экспортным потенциалом и занимает лидирующие позиции среди российских компаний обрабатывающей промышленности;

- высокая доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме экспорта региона;

- наличие эффективного механизма коммуникации с внешнеторговыми контрагентами и устойчивых связей с корпоративными зарубежными потребителями;

- наличие в регионе инфраструктуры государственной поддержки экспортной деятельности (департамент регионального развития и внешнеэкономической деятельности Ярославской области, автономная некоммерческая организация "Центр экспорта Ярославской области");

- высокий экспортный потенциал региона, подтвержденный присвоением Ярославской области категории "А-" в рейтинге регионов по экспортному потенциалу по версии АО "Российский экспортный центр";

- наличие эффективных механизмов, направленных на проведение оперативного анализа международных отраслевых рынков и нахождение зарубежных контрагентов в соответствии с запросами региональных предприятий-экспортеров;

- устойчивое положение Ярославской области в рейтинге регионов по объемам экспорта среди субъектов Центрального федерального округа и Российской Федерации в целом

- ограниченность бюджетных средств;

- недостаточная информированность потенциальных потребителей о производимых на территории региона продуктах и оказываемых услугах;

- затруднения при поиске потенциальных потребителей продукции для экспортеров, в том числе из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП);

- сложности с оформлением разрешительной документации, сертификацией и омологацией, дополнительные издержки на адаптацию продукции с учетом требований региональных рынков;

- недостаток доступной информации для масштабного анализа зарубежных рынков;

- языковые и культурные барьеры;

- ограниченность доступного финансирования экспортных проектов;

- отсутствие (несовместимость систем) электронного документооборота в ряде стран экспорта

Возможности

Угрозы

- увеличение объемов внешнеторговых отношений со странами азиатского региона, расширение географии сбыта продукции предприятий региона, переориентация экспорта на азиатские рынки, а также усиленный поиск новых партнеров в связи с активизацией санкционной политики, продуктовым эмбарго и прочими глобальными внешнеполитическими факторами;

- увеличение емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Южно-Африканская Республика, Египет, Малайзия и т.д.). Росту экспорта в страны Африки будут также способствовать дополнительные преференциальные условия для российских экспортеров, доступные при частичной локализации в Российской промышленной зоне в Египте, позволяющей совершать беспошлинную поставку в 72 страны мира. Экспортерам, осуществляющим поставки в страны Африки, будут также доступны финансовые и страховые инструменты АО "Российский экспортный центр", кредиты и банковские гарантии Афрэксимбанка и АО "Росэксимбанк", страховые продукты АО "ЭКСАР" и прочее

- усиление политики протекционизма в ряде стран мира на фоне роста глобальной конкуренции, установление новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на внешние рынки, включая ужесточение требований к сертификации и омологации продукции;

- изменения в институциональном устройстве мировой экономики и мировой торгово-политической системе в целом, усиление роли глобальных регуляторов и дальнейшая либерализация международной торговли в рамках отдельных интеграционных объединений, что является причиной затрудненного доступа игроков третьих стран на глобальные рынки;

- осложненная санитарно-эпидемиологическая обстановка, послужившая причиной мирового экономического кризиса и приостановки внешнеторговых отношений;

- наличие политических рисков (внутренний протекционизм, санкционное давление, нестабильность политической обстановки в ряде стран мира)


Обозначенные барьеры обусловливают необходимость разработки новых направлений государственной внешнеэкономической политики и мер поддержки региональных экспортеров на федеральном уровне, включая предоставление экспортно ориентированным организациям дополнительных преференций в виде налоговых каникул, сниженных процентных ставок по отдельным налогам, реализацию масштабных образовательных программ для предприятий-экспортеров, субсидирование участия экспортеров в международных конгрессно-выставочных мероприятиях, разработку механизмов продвижения услуг и сервиса на внешние рынки, создание новых суперсервисов и пр.


Основными условиями развития внешнеторговой деятельности региона в условиях сложившейся конкурентной конъюнктуры мировых рынков, действующих ограничений и барьеров также являются:


- развитие перспективных отраслей производственного сектора экономики;


- развитие высокотехнологичных производств, ориентированных на выпуск глобально конкурентоспособной продукции с высоким экспортным потенциалом;


- текущая модернизация и повышение технологического уровня действующих промышленных производств;


- освоение экспортно ориентированными предприятиями наилучших доступных технологий (в том числе наукоемких и ресурсосберегающих), направленных на повышение качества выпускаемой продукции при снижении конечной себестоимости.


Ряд предприятий обрабатывающих отраслей промышленности Ярославской области обладает необходимыми компетенциями для выпуска глобально конкурентоспособной продукции с высоким экспортным потенциалом и занимает лидирующие отраслевые позиции среди российских производителей. При этом одной из ключевых задач профильных органов государственной власти региона является увеличение числа высокотехнологичных субъектов промышленной деятельности, в том числе малых и средних форм, и обеспечение необходимых условий для дальнейшей коммерциализации и продвижения производимой продукции на международных рынках.