Мировой опыт ведения охотничьего хозяйства показал, что специализация на охотничьем туризме приносит существенный дополнительный доход. В условиях Пензенской области привлекательными объектами охоты для иностранных и российских охотников являются лось, пятнистый олень, косуля, кабан, а также глухарь и тетерев.
Причины, побуждающие охотников выезжать за рубеж, различны. Общими среди них являются следующие:
- ограниченность числа местных видов охотничьих ресурсов при значительной плотности населения животных (это характерно для стран Западной Европы и отчасти США);
- недостаточность угодий, когда на одного охотника приходится небольшая площадь охотничьих угодий (14 га в Италии, 27 га во Франции, 28 га в Дании, около 50 га в Англии, Греции, Испании (рассчитано по данным В.В. Дежкина, 1983);
- желание познакомиться с видовым разнообразием животных, способами охоты, природой других стран, их обычаями;
- более предпочтительные цены на охоту. Например, за ту же цену, которую необходимо заплатить за глухаря в Австрии, возможно прилететь в Россию на глухаря и тетерева, кроме того, в эту стоимость войдет обеспечение жильем, транспортом и питанием;
- престижность "высоких" охот, редких трофеев среди членов охотничьих клубов, желание стать известными своими охотничьими достижениями в национальных и международных охотничьих организациях, таких, например, как Сафари Клаб Интернейшнл (SCI).
Важной составляющей охотничьего туризма является соотношение цены и качества услуги, что во многом зависит от уровня обслуживания клиентов, к которому относится следующее:
- четкая организация работ по выполнению всех формальностей (своевременное оформление и направление приглашений, бронирование авиа- и железнодорожных билетов, оформление CITES, разрешений на ввоз и вывоз оружия, организация встреч и проводов в пунктах трансфера, доставка до места охоты и возвращение в пункт отправления);
- условия размещения в районе охоты (полевой стационарный или мобильный (временный) лагерь, охотничий дом, охотничья база в угодьях, гостиница в населенном пункте или арендованный дом), привлекательность их расположения;
- уровень комфортности и наличие удобств (душа, горячей и холодной воды, благоустроенного туалета), интерьер и внешний вид, чистота помещения и прилегающей территории, ежедневная смена полотенец и спальных принадлежностей раз в 3 - 4 дня;
- качество питания (разнообразие, качество и своевременность приготовления пищи, приспособление времени приема ее к режиму охоты, возможность выполнения индивидуальных заказов, учет особенностей питания некоторых клиентов, например, больных диабетом, чистота в столовой и на кухне, наличие столовых и чайных приборов, сервировка);
- уровень обслуживания в процессе охоты (пунктуальность организаторов, обслуживающего персонала, знание ими угодий и размещения животных в период охоты, квалификация и внешний вид егерей, рациональное использование времени тура с целью обеспечения результативности охоты);
- качество транспортного обслуживания (наличие транспорта, его техническое и санитарное состояние, квалификация водителей);