Действующий

Об утверждении региональной программы Архангельской области "Развитие торговли в Архангельской области на 2022 - 2024 годы"



II. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения программным методом


В 2020 году распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) привело к сокращению экономических показателей развития потребительского рынка и сферы услуг на территории Российской Федерации. Ограничительные мероприятия привели к снижению оборота розничной торговли в большинстве регионов Российской Федерации, в том числе в Архангельской области. Спад был обусловлен введением ограничительных мероприятий в отдельных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также в отношении индивидуальных предпринимателей. С апреля 2020 года в Архангельской области были закрыты торговые центры и предприятия общественного питания.


Росту объемов товарооборота будет способствовать развитие торговой инфраструктуры. Проведенный анализ показывает, что торговая инфраструктура в последние годы претерпела серьезные изменения:


произошло сокращение организованных рынков;


укрупнились розничные торговые предприятия;


обострилась конкуренция между крупными торговыми сетями.


Уровень развития торговой деятельности в Архангельской области неоднороден. В большей степени она развивается в городах Архангельске, Северодвинске, Котласе, Коряжме, Вельске, что объясняется более высокой привлекательностью отрасли ввиду повышенного спроса и платежеспособности населения в сравнении с районными центрами муниципальных образований Архангельской области.


Для привлечения покупателей разрабатываются различные системы скидок, системы накопления бонусов и другое. Для удобства покупателей создаются новые формы оплаты товаров с использованием банковских карт. Новая система бесконтактной оплаты товаров также пользуется огромным спросом у покупателей.


В среднесрочной перспективе позитивное влияние на развитие торговой деятельности будет оказывать укрупнение организаций розничной торговли.


Развитие крупных и средних организаций торговли по-прежнему будет связано с развитием розничных торговых сетей. На сегодняшний день розничные торговые сети демонстрируют более эффективную единую закупочную политику, имеют возможность строить собственные распределительные центры, использовать современное программное обеспечение, улучшая систему учета товарных и финансовых потоков, способствуют привлечению инвестиций и сами являются важными инвесторами в экономику Российской Федерации и Архангельской области в частности.


В организациях розничных торговых сетей, которые предлагают своим покупателям широкий ассортимент товаров и являются крупными налогоплательщиками, создаются новые рабочие места.


В рамках решения задачи по стимулированию деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организации их взаимодействия с хозяйствующими субъектами Российской Федерации, осуществляющими производство (поставки) товаров, на территории Архангельской области необходимо проведение торгово-закупочных сессий с участием представителей торговых сетей Архангельской области, сельскохозяйственных товаропроизводителей и производителей товаров в целях организации их взаимодействия и разъяснения проблемных вопросов.


Рост розничных цен в 2021 году привел к значительным изменениям в потребительских предпочтениях. Новая модель поведения на торговом рынке характеризуется увеличением объема продаж на торговых предприятиях экономкласса и его уменьшением в более дорогих сегментах торговли.


Наблюдается процесс переориентации покупателей на дискаунтеры (тип магазина с широким ассортиментом товаров по ценам ниже средних рыночных), снижается поток покупателей в супермаркетах, сокращается потребление соков, напитков, кондитерских изделий, сыров, мяса, некоторых видов молочных продуктов наименее обеспеченными слоями населения, снижается спрос на товары длительного пользования.


Необходимо отметить, что в настоящее время розничные торговые сети играют важную роль в экономике Архангельской области, способствуют стимулированию потребительского спроса и повышению его качественного уровня.