(с изменениями на 24 июня 2024 года)
(в ред. постановлений администрации Ненецкого автономного округа от 15.02.2022 N 28-п, от 17.11.2022 N 312-п, от 08.08.2023 N 234-п, от 24.06.2024 N 151-п)
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", законом Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 N 88-ОЗ "О защите населения и территории Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций" Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций согласно Приложению.
2. Признать утратившими силу:
2) пункт 2 изменений в отдельные постановления Администрации Ненецкого автономного округа по вопросам организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 08.04.2019 N 90-п;
5) пункт 2 изменений в отдельные постановления Администрации Ненецкого автономного округа, утвержденных постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 21.01.2021 N 7-п.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ненецкого автономного округа
Ю.В.БЕЗДУДНЫЙ
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(в ред. постановлений администрации Ненецкого автономного округа от 15.02.2022 N 28-п, от 17.11.2022 N 312-п, от 08.08.2023 N 234-п, от 24.06.2024 N 151-п)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций).
2. Организация и осуществление надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
3. федеральными законами, предусматривающими специальное правовое регулирование в отношении территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон, Арктической зоны Российской Федерации, могут быть установлены особенности организации и осуществления надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций на указанных территориях, в том числе полномочия Правительства Российской Федерации по установлению таких особенностей.
Надзор в отношении резидентов Арктической зоны Российской Федерации осуществляется с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 13 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".
4. Предметом надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций является соблюдение организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Ненецкого автономного округа и иными нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа (далее - обязательные требования).
5. Надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется Управлением гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности Ненецкого автономного округа (далее - Управление).
6. Уполномоченными лицами на осуществление надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
1) начальник Управления;
2) заместитель начальника Управления - начальник отдела гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности Управления;
3) главный консультант отдела гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности Управления;
4) ведущий консультант отдела гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности Управления.
7. Решение о проведении надзорного мероприятия принимает начальник Управления либо лицо, исполняющее его обязанности. Должностные лица, указанные в подпунктах 2 - 4 пункта 6 настоящего Положения, являются инспекторами.
8. Объектом надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций является деятельность организаций и граждан, включенных (входящих) в установленном порядке в Перечень сил и средств постоянной готовности окружной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 13.05.2015 N 148-п, и эксплуатирующих (обслуживающих) объекты жизнеобеспечения, медицинские организации, станции по борьбе с болезнями животных (далее - объект надзора).
9. Учет объектов надзора осуществляется путем ведения журнала учета объектов надзора (на бумажном носителе либо в электронном виде), форма которого утверждается распоряжением Управления, с указанием категории риска.
10. Для сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах надзора для целей их учета используется информация, представляемая в Управление в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информация, получаемая в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступная информация.
11. Управление обязано размещать и поддерживать в актуальном состоянии на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Управления) перечень сведений и информации в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
12. Надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и надзорных мероприятий, их содержание, интенсивность и результаты.
13. С учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также с учетом добросовестности контролируемых лиц объекты надзора подлежат отнесению к одной из категорий риска (далее - категории риска):
1) средний риск;
2) умеренный риск;
3) низкий риск.
14. Критерии отнесения объектов регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций к категориям риска указаны в Приложении 1 к настоящему Положению.
15. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового надзорного мероприятия применяются Индикаторы риска нарушения обязательных требований в соответствии с Приложением 2 к настоящему Положению.
Порядок выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований включает в себя сбор, обработку, анализ и учет сведений об объектах надзора.
16. При отнесении объектов надзора к категориям риска, применении критериев риска и выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований Управлением могут использоваться сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, надзорных мероприятий, использования специальных режимов надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, при реализации полномочий в рамках лицензирования и иной разрешительной деятельности, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах надзора.
17. Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется решением руководителя Управления на основе сопоставления его характеристик в соответствии с Критериями отнесения объектов регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций к категориям риска, приведенными в Приложении 1 к настоящему Положению.
18. Управлением обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
19. Контролируемое лицо вправе подать в Управление заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов надзора в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
20. В случае поступления в Управление сведений о соответствии объекта надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска Управление в течение пяти рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска указанного объекта надзора.
21. В случае, если объект надзора не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
22. Виды, периодичность проведения плановых надзорных мероприятий в отношении объектов надзора, отнесенных к определенным категориям риска, определяются настоящим Положением соразмерно рискам причинения вреда (ущерба).
23. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;