II.5. Предложения по изменению требований к обеспеченности объектами социальной и транспортной инфраструктуры в региональных нормативах градостроительного проектирования применительно к условиям стесненной городской застройки
Основанием для подготовки предложений является поручение Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 23 ноября 2018 г. Правительство Российской Федерации и Минстрой России не обнародовали своих предложений или проектов документов в ответ на поручение Президента Российской Федерации. Отсутствует также опубликованное экспертное мнение и какая либо дискуссия специалистов по обозначенной Президентом Российской Федерации проблеме. Подготовка предложений по изменению обязательных требований к обеспеченности объектами социальной и транспортной инфраструктуры в связи с отсутствием мнения уполномоченных органов осложнилась отсутствием экспертных представлений в современных социально-экономических условиях о понятии "стесненная городская застройка", а также отсутствием связанных с ним параметров выражения показателей, единиц измерения и их значений.
Обзор нормативных правовых актов по теме "стесненная городская застройка" показал, что в настоящий момент действуют два нормативных акта в области строительства - МДС 81 - 35.2004. "Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" и СП 259.1325800.2016 "Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования" - в которых находятся методические положения и некоторые характеристики по указанной теме. Нормативные акты содержат термин "плотная городская застройка", факторы определяющие стесненные условия при строительстве объектов капитального строительства, приведены параметр плотности застройки и коэффициент плотности застройки.
Термин "плотная городская застройка" с нерасшифрованным его понятием не внес ясности в рассматриваемую проблемную ситуацию и в способы ее решения. Контекстуальный смысл нормативных актов указывает на то, что плотная городская застройка порождает стесненные условия при строительстве объектов капитального строительства. Наличие стесненных условий при строительстве должно характеризоваться наличием факторов:
- интенсивного движения городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места строительных работ, обуславливающих необходимость строительства короткими захватками с полным завершением всех работ, включая восстановление разрушенных покрытий и посадку зелени;
- жилых или производственных зданий, а также сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости от места работ;
- стесненных условий складирования материалов или невозможности их складирования на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест;
- при строительстве объектов, когда плотность застройки объектов превышает нормативную на 20% и более;
- при строительстве объектов, когда в соответствии с требованиями правил техники безопасности, проектом организации строительства предусмотрено ограничение поворота стрелы башенного крана.
Параметр плотности застройки - превышение нормативной плотности на 20% и более. Коэффициент плотности застройки для плотной городской застройки - не менее 2,0.
Предлагается для внесения изменений в расчетные показатели обеспеченности объектами социальной и транспортной инфраструктуры внести дополнительную категорию плотности населения - высокая плотность населения в условиях плотной городской застройки (таблица I.1.1) и поправочный коэффициент территориальной неравномерности муниципальных образований (городских округов) в таблице II.8.2.9.
Таблица I.1.1 (предложение)
Зонирование территории Волгоградской области по плотности населения
Муниципальное образование | Зоны высокой плотности населения в условиях плотной городской застройки | Зоны высокой плотности населения | Зоны средней плотности населения | Зоны низкой плотности населения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Муниципальные районы и городские округа Волгоградской области | Алексеевский | |||
Быковский | ||||
Городищенский | ||||
Даниловский | ||||
Дубовский | ||||
Еланский | ||||
Жирновский | ||||
Иловлинский | ||||
Калачевский | ||||
Камышинский | ||||
Киквидзенский | ||||
Клетский | ||||
Котельниковский | ||||
Котовский | ||||
Кумылженский | ||||
Ленинский | ||||
Нехаевский | ||||
Николаевский | ||||
Новоаннинский | ||||
Новониколаевский | ||||
Октябрьский | ||||
Ольховский | ||||
Палласовский | ||||
Руднянский | ||||
Светлоярский | ||||
Серафимовичский | ||||
Среднеахтубинский | ||||
Старополтавский | ||||
Суровикинский | ||||
Урюпинский | ||||
Фроловский | ||||
Чернышковский | ||||
Городской округ город-герой Волгоград | ||||
Городской округ - город Волжский | ||||
Городской округ - город Камышин | ||||
Городской округ город Михайловка | ||||
Городской округ город Урюпинск | ||||
Городской округ - город Фролово |
Таблица II.8.2.9 (предложение)
Коэффициент территориальной дифференциации муниципальных образований, "КТ" по зонам и подзонам Волгоградской области