Недействующий

Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие промышленности и инвестиционной политики Республики Тыва на 2022 - 2026 годы" (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния


В течение последних лет в республике сохраняется тенденция увеличения инвестиционной активности. Существенно вырос объем средств частных инвесторов. С 2015 года по 2020 год объем инвестиций составил более 83 млрд. рублей, из них частными компаниями на реализацию крупных инвестиционных проектов инвестировано 34,4 млрд. рублей или 41 процент общего объема инвестиций.


Объем инвестиций в основной капитал в 2020 году составил 17,9 млрд. рублей, снижение на 5,3 процента по сравнению с прошлым годом обусловлено ограничением источников финансирования и падением реальных доходов организаций. В среднедушевом эквиваленте общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования оценивается на уровне 54,4 тыс. рублей (в 2019 году - 58,0 тыс. рублей).


Общий показатель экономического развития - валовой региональный продукт в сопоставимых ценах за 10 лет увеличился на 18,9 процента, составив к концу 2019 года 79,2 млрд. рублей.


Республика Тыва по темпам роста ВРП в 2019 году заняла 82-е место в России и 9-е - в СФО.



Таблица 1

Показатели

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Валовой региональный продукт

В действующих ценах, млрд. рублей

30,7

33,3

37,3

41,7

46,7

47,2

58,0

65,0

73,6

79,2

В процентах к пред. году в сопоставимых ценах

104,2

100,9

102,1

101,0

104,6

98,6

101,1

101,3

101,9

101,8


Ожидаемый рост экономических показателей развития региона в среднесрочной перспективе был связан преимущественно с реализацией одного из крупнейших проектов государственно-частного партнерства - строительства железнодорожной ветки Элегест - Кызыл - Курагино с выходом на железнодорожную сеть страны. Мультипликативный эффект от строительства железнодорожной линии, помимо колоссальной экономической и бюджетной составляющей, предполагал высокую социальную значимость проекта для населения республики, связанную, в первую очередь, с радикальным повышением транспортной доступности, обеспечением новых возможностей для культурных обменов, развитием науки, искусства, образования, традиционных народных промыслов, этнографии и туризма, повышением привлекательности природных и этнографических достопримечательностей республики.


Правительством Российской Федерации с учетом изменения мировой рыночной конъюнктуры 29 марта 2021 г. было принято решение о приостановлении на срок до 5 лет реализации проекта "Строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва".


Снижение цены на уголь на мировом рынке в конце 2019 г. до минимальных значений последних лет привело к общему спаду в угольной промышленности России. В связи с этим угледобывающим проектам республики в условиях отсутствия железнодорожного сообщения сложно конкурировать с такими регионами добычи угля как Кузбасс и новыми проектами в Якутии и Хакасии.


Дальнейшая работа по проекту может продолжиться только при появлении существенных предпосылок к повышению экономической эффективности проектов по добыче угля в Республике Тыва.



Таблица 2


Динамика изменения структуры

ВРП за 2010 - 2019 годы




     (процентов)

Отрасли экономики

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

ВРП, всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

6,5

6,3

5,6

6,1

6,4

8,1

6,5

5,3

5,2

5

Добыча полезных ископаемых

6,9

6,2

6

4,5

6,6

9,8

17,1

22

23,3

19,9

Обрабатывающие производства

3,6

3

2,7

1,7

1,3

3

1

0,8

0,6

0,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2,9

2,8

2,8

2,9

3

3,7

2,4

2,4

2,2

2,4

Строительство

5,4

6,3

6,5

8,3

11,8

8,3

6,5

5,5

5,4

6

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

13

13,2

11,8

9,8

9,9

9,8

8,6

7,7

6,2

7

Гостиницы и рестораны

0,6

0,7

0,9

0,8

0,8

0,8

0,7

0,7

0,6

0,7

Транспорт и связь

7,1

6,3

6,6

7,4

3,3

2,6

1,8

1,8

1,6

1,7

Финансовая деятельность

0,3

0,4

0,7

0,3

0,2

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

6

5,7

5,5

5,6

5

4,1

7,6

8,3

7,8

8,4

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

21,7

22,1

23,7

24,3

24

22,3

21,3

19,1

18,3

18,2

Образование

12,2

12,5

12,5

12,7

12,5

12,7

11,1

10,8

11,2

11,8

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

11,8

12,5

12,5

13,4

12,9

12,6

10,6

10,1

11,8

12

Предоставление прочих видов услуг

2

2

2,2

2,2

2,3

2,1

0,3

0,2

0,3

0,2


В Республике Тыва основная доля ВРП приходится на промышленное производство - 23,1 процента, основным источником формирования остается добыча полезных ископаемых - 19,9 процента. Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП составляет всего 0,7 процента (562,8 млн. рублей), в то время как в других регионах СФО составляет от 2,9 до 36,3 процента (Алтай - 2,9%, Хакасия - 18,8%, Красноярский край - 36,3%).


Промышленный комплекс республики является одним из приоритетных направлений развития реального сектора экономики, имеющим значительный производственный потенциал и налогооблагаемую базу.