(с изменениями на 15 сентября 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2023 N 73, от 15.09.2023 N 546)
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания.
2. Признать утратившими силу:
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2023 N 73, от 15.09.2023 N 546)
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - региональный государственный контроль (надзор)).
1.2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) являются соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, регулирующих правоотношения в указанной сфере (далее - обязательные требования), и исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
При проведении регионального государственного контроля (надзора) дается оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
1.3. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Министерство семьи и труда РБ).
1.4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), являются должностные лица Министерства семьи и труда РБ, должностными регламентами которых установлена обязанность по осуществлению регионального государственного контроля (надзора).
1.5. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является министр семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан либо лицо, его замещающее.
1.6. Объектами регионального государственного контроля (надзора) являются деятельность, действия (бездействия), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, и результат деятельности, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования в отношении следующих контролируемых лиц:
а) негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания;
б) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
1.7. Министерством семьи и труда РБ ведется учет объектов регионального государственного контроля (надзора) и связанных с ними контролируемых лиц в государственной информационной системе "Социальное обслуживание населения".
2.1. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система управления рисками.
2.2. Министерство семьи и труда РБ при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) относит объекты государственного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска:
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
2.3. Критериями отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения контролируемыми лицами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения ими обязательных требований являются:
а) наличие (отсутствие) выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;
б) предоставление контролируемым лицом социальных услуг в определенных формах социального обслуживания;
в) неосуществление в отношении контролируемого лица ни одного контрольного (надзорного) мероприятия.
2.4. Объект регионального государственного контроля (надзора) относится к категории высокого риска, если контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания независимо от наличия либо отсутствия нарушений обязательных требований.
2.5. Объект регионального государственного контроля (надзора) относится к категории среднего риска, если контролируемое лицо не предоставляет социальные услуги в стационарной форме и в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований или в отношении контролируемого лица контрольные (надзорные) мероприятия регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания не проводились.
2.6. При отсутствии фактов, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения, объект регионального государственного контроля (надзора) относится к категории низкого риска.
2.7. При отнесении объектов контроля к категориям риска, применении критериев риска и выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований Министерством семьи и труда РБ используются сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих достоверность нарушений обязательных требований, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, использования специальных режимов государственного контроля (надзора), от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, при реализации полномочий в рамках лицензирования и иной разрешительной деятельности, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах регионального государственного контроля (надзора).
2.8. В отношении объектов регионального государственного контроля (надзора), которые отнесены к категории высокого риска, проводятся инспекционный визит, документарная проверка или выездная проверка один раз в 2 года.
2.9. В отношении объектов регионального государственного контроля (надзора), которые отнесены к категории среднего риска, проводятся инспекционный визит, документарная проверка или выездная проверка один раз в 3 года.
2.10. В отношении объектов регионального государственного контроля (надзора), которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.11. Критерии отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) при его осуществлении к определенной категории риска и индикаторы риска нарушения обязательных требований установлены в приложении N 1 к настоящему Положению.
3.1. Министерство семьи и труда РБ ежегодно до 20 декабря утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.2. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Министерство семьи и труда РБ проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
3.3. Министерство семьи и труда РБ осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
3.4. Министерство семьи и труда РБ ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, по итогам обобщения правоприменительной практики готовит соответствующий доклад (далее - доклад о правоприменительной практике) и обеспечивает его публичное обсуждение.
Министерство семьи и труда РБ обеспечивает публичное обсуждение проекта указанного доклада.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и размещается на официальном сайте Министерства семьи и труда РБ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт Министерства семьи и труда РБ) в срок до 5 рабочих дней со дня утверждения указанного доклада.
3.5. В случае наличия у Министерства семьи и труда РБ сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований либо признаках таких нарушений и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство семьи и труда РБ объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.