Недействующий

Об утверждении государственной программы Костромской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Костромской области" (с изменениями на 27 декабря 2023 года)



Таблица N 2



Объемы и виды потребляемых ТЭР в Костромской области, тыс. т у.т.

N п/п

Наименование ТЭР

2018 год

2019 год

2020 год

1.

Газ природный

4 989,78

5 499,36

5 541,87

2.

Газ сжиженный

5,57

5,66

12,5

3.

Мазут

32,79

11,96

15,92

4.

Нефтепродукты

289,5

290,96

289,44

5.

Уголь каменный

95,91

89,38

92,41

6.

Дрова

48,66

41,85

38,46

7.

Торф

30,70

28,56

27,48

8.

Печное топливо

0,40

0,41

0,39

9.

Древесные отходы

11,01

22,95

23,12

10.

Итого

5 452,32

5 951,09

6041,59

11.

Темп роста, процентов

-

109,14

110,8

12.

Электроэнергия

440,63

458,58

416,97

13.

Всего

5892,95

6409,67

6458,56

14.

Темп роста, процентов

-

108,76

109,59


12. За годы реализации государственной программы Костромской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Костромской области", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 28 апреля 2014 года N 175-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Костромской области" (далее - программа N 175-а), намечена тенденция к снижению уровня потребления затратных энергоресурсов за счет проведения энергосберегающих мероприятий и внедрения энергоэффективных технологий. Так, с 2019 года продолжается реализация мероприятий по энергосбережению на крупном областном объекте теплоснабжения - Шарьинской ТЭЦ. В целях экономии дорогостоящего привозного вида топлива (топочного мазута) проведены мероприятия по переводу котлов на каменный уголь, что прогнозирует предприятию экономическую выгоду в последующих отопительных периодах в размере около 100 млн. рублей (в зависимости от текущих цен на топочный мазут).


С 2014 по 2021 годы в рамках реализации программы N 175-а модернизировано, реконструировано и построено 5 котельных на местных экологичных видах топлива (отходы лесной промышленности), переведено на природный газ 20 объектов теплоэнергетики, находящихся в государственной собственности Костромской области, и 40 объектов, находящихся в муниципальной собственности.


13. Не последнюю роль в осуществлении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности играет в Костромской области НКО "Костромской фонд энергосбережения", осуществляющий свою деятельность с 1997 года. Источником финансирования НКО "Костромской фонд энергосбережения" являются отчисления предприятий топливно-энергетического комплекса Костромской области, а реализуемые мероприятия направлены на проведение энергосберегающей политики в регионе, внедрение современных энергосберегающих технологий и модернизацию объектов энергетики Костромской области. С 2014 по 2020 годы НКО "Костромской фонд энергосбережения" реализовано мероприятий на общую сумму 114 млн. рублей, ожидаемый ежегодный экономический эффект от реализованных мероприятий составляет 19 млн. рублей.


14. Необходимые условия укрепления энергетической безопасности: устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей. При этом надо иметь в виду, что наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе (далее - ТЭК) для поддержания высоких темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики. Кроме того, мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, - торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничении роста тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будут снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям.


Единственной альтернативой является повышение энергоэффективности.


15. Повышение надежности теплоснабжения потребителей имеет важное социальное значение, так как технические ограничения на подключение к сетям теплоснабжения сдерживают жилищное и промышленное строительство, снижают инвестиционную привлекательность городов и населенных пунктов Костромской области. Основными проблемами теплоэнергетики Костромской области являются:


1) значительные сверхнормативные потери теплоносителя - 15,42% (на отдельных объектах до 45%);


2) наличие большого количества технологических нарушений - в среднем до 47 повреждений на 100 км тепловых сетей;


3) коэффициент полезного действия энергетического оборудования составляет не выше 55%, что на 25% ниже современных энергоустановок;


4) низкий уровень коммерческого учета выработки тепловой энергии - 10,4%;


5) значительный физический и моральный износ технологического оборудования до 55%;


6) отсутствие инвесторов в связи с рисками, обусловленными отсутствием механизмов возвратности инвестиций.


16. Высокое удельное потребление топливно-энергетических ресурсов учреждениями бюджетной сферы Костромской области приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, а также оказывает прямое влияние на соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований на объектах социального назначения.