(с изменениями на 11 ноября 2022 года)
(в ред. Постановлений администрации г. Красноярска от 22.03.2022 N 244, от 25.08.2022 N 753, от 11.11.2022 N 978)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска", Распоряжением администрации города от 07.07.2021 N 199-р "Об утверждении перечня муниципальных программ города Красноярска на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов", руководствуясь статьями 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Социальная поддержка населения города Красноярска" на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов согласно приложению.
2. Настоящее Постановление опубликовать в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города.
Глава города
С.В.ЕРЕМИН
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2022 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 - 2024 ГОДОВ
(в ред. Постановлений администрации г. Красноярска от 22.03.2022 N 244, от 25.08.2022 N 753, от 11.11.2022 N 978)
Наименование муниципальной программы | "Социальная поддержка населения города Красноярска" на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | управление социальной защиты населения администрации города (далее - управление) |
Соисполнители Программы | департамент экономической политики и инвестиционного развития администрации города; управление учета и реализации жилищной политики администрации города |
Структура Программы, перечень подпрограмм | подпрограмма 1 "Обеспечение решения вопросов социальной поддержки граждан"; подпрограмма 2 "Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан"; подпрограмма 3 "Привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг населению" |
Цели Программы | 1) повышение эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан; 2) улучшение качества жизни отдельных категорий граждан; 3) финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан на территории города Красноярска, поддержка благотворителей и добровольцев (волонтеров); 4) содействие в формировании универсальной городской среды; 5) информационно-методологическая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере развития на территории города Красноярска деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных инициатив |
Задачи Программы | для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: 1) назначение и предоставление дополнительных мер социальной поддержки, направленных на повышение качества жизни отдельных категорий граждан; 2) развитие механизмов финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; 3) создание постоянно действующей системы взаимодействия органов местного самоуправления и населения; 4) создание условий для развития сферы социальных услуг, предоставляемых социально ориентированными некоммерческими организациями населению города Красноярска; 5) формирование городского проекта "Универсальная доступность городской среды" |
Сроки реализации Программы | 2022 - 2024 годы |
Целевые индикаторы | удельный вес граждан, фактически пользующихся дополнительными мерами социальной поддержки, от общего числа граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки и обратившихся за их получением, сохранится на уровне 100%, в том числе по годам: 2022 год - 100%; 2023 год - 100%; 2024 год - 100%; доля обоснованных жалоб на сроки и качество предоставления дополнительных мер социальной поддержки от общего количества поступающих обращений сохранится на уровне полного отсутствия обоснованных жалоб, в том числе по годам: 2022 год - 0,0%; 2023 год - 0,0%; 2024 год - 0,0%; количество социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана финансовая поддержка и выделены субсидии, повысится с не менее 27 ед. в 2021 году до не менее 30 ед. в 2024 году, в том числе по годам: 2022 год - не менее 30 ед.; 2023 год - не менее 30 ед.; 2024 год - не менее 30 ед.; уровень удовлетворенности получателей дополнительных мер социальной поддержки повысится с 95,0% в 2021 году до 96,0% в 2024 году, в том числе по годам: 2022 год - 95,0%; 2023 год - 95,0%; 2024 год - 96,0% |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы на 2022 - 2024 годы - 1072260,48 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 359484,37 тыс. рублей; 2023 год - 356118,76 тыс. рублей; 2024 год - 356657,35 тыс. рублей; в том числе по источникам финансирования: средства федерального бюджета: 2022 год - 5042,02 тыс. рублей; 2023 год - 5214,45 тыс. рублей; 2024 год - 5323,93 тыс. рублей; средства краевого бюджета: 2022 год - 14721,17 тыс. рублей; 2023 год - 15010,73 тыс. рублей; 2024 год - 15439,84 тыс. рублей; средства бюджета города: 2022 год - 339721,18 тыс. рублей; 2023 год - 335893,58 тыс. рублей; 2024 год - 335893,58 тыс. рублей; общий объем финансирования: подпрограммы 1 "Обеспечение решения вопросов социальной поддержки граждан" за счет средств бюджета города - 194664,32 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 63511,80 тыс. рублей; 2023 год - 65576,26 тыс. рублей; 2024 год - 65576,26 тыс. рублей; подпрограммы 2 "Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан" - 813881,66 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 274431,69 тыс. рублей; 2023 год - 269455,69 тыс. рублей; 2024 год - 269994,28 тыс. рублей; в том числе по источникам финансирования: средства федерального бюджета: 2022 год - 5042,02 тыс. рублей; 2023 год - 5214,45 тыс. рублей; 2024 год - 5323,93 тыс. рублей; средства краевого бюджета: 2022 год - 13993,10 тыс. рублей; 2023 год - 15010,73 тыс. рублей; 2024 год - 15439,84 тыс. рублей; средства бюджета города: 2022 год - 255396,57 тыс. рублей; 2023 год - 249230,51 тыс. рублей; 2024 год - 249230,51 тыс. рублей; подпрограммы 3 "Привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг населению" за счет средств бюджета города - 63714,50 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 21540,88 тыс. рублей; 2023 год - 21086,81 тыс. рублей; 2024 год - 21086,81 тыс. рублей; в том числе по источникам финансирования: средства краевого бюджета: 2022 год - 728,07 тыс. рублей; 2023 год - 0,00 тыс. рублей; 2024 год - 0,00 тыс. рублей; средства бюджета города: 2022 год - 20812,81 тыс. рублей; 2023 год - 21086,81 тыс. рублей; 2024 год - 21086,81 тыс. рублей |
(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 25.08.2022 N 753) |
Социальная поддержка населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, перечни мер социальной поддержки, а также условия их предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края, правовыми актами города Красноярска.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
В городе действует трехуровневая система социальной защиты населения, предусматривающая федеральный, региональный и муниципальный уровни управления.
Действующая система социальной защиты граждан базируется на ряде принципиальных положений, в том числе:
заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки;
безусловная гарантированность исполнения принятых обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления.
Субъектами взаимоотношений муниципальной системы социальной поддержки населения в городе являются:
граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки;
управление социальной защиты населения администрации города, реализующее полномочия органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан; созданию универсальной среды, позволяющей обеспечить повышение качества жизни маломобильных жителей города, оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан, благотворительной деятельности и добровольчеству;
департамент экономической политики и инвестиционного развития администрации города, обеспечивающий разработку механизмов информационно-методологической, консультационной поддержки в сфере развития на территории города Красноярска деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных инициатив;
муниципальное казенное учреждение "Центр предоставления мер социальной поддержки жителям города Красноярска" (далее - муниципальное казенное учреждение), выполняющее функции по приему от граждан документов и заявлений о назначении дополнительных мер социальной поддержки, ведению базы данных получателей дополнительных мер социальной поддержки, принятию решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, уведомлению граждан о принятом решении;
межведомственные координационные органы (комиссии, советы);
общественные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, участвующие в предоставлении социальной помощи населению в соответствии со своими учредительными документами;
благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.
Потребность граждан в мерах социальной поддержки формируется с учетом действия ряда объективных факторов, носящих:
общецивилизационный, международный характер - демографических (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), социальных (трансформация института семьи, бедность, безработица, наркомания) и экологических факторов (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения);
национальный характер - социально-экономических (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, условия и охрана труда, уровень образования и профессиональной квалификации работников, состояние социальной инфраструктуры), социально-психологических (трудовая мотивация) и иных факторов;
региональный характер в связи с действием природно-климатических факторов, территориальных различий уровней развития социальной инфраструктуры;
локальный характер - связанных с возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимостью преодоления их последствий для населения.
Назначение и предоставление дополнительных мер социальной поддержки носит заявительный характер, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в управление социальной защиты населения города Красноярска, муниципальное казенное учреждение или многофункциональные центры предоставления муниципальных услуг.
Назначение и предоставление дополнительных мер социальной поддержки дифференцируется с учетом особенностей категории получателей, в том числе:
а) в связи с трудной жизненной ситуацией - инвалидностью, малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий, негативными последствиями чрезвычайных ситуаций, катастроф природного и техногенного характера и другими причинами;
б) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - поддержка старшего поколения, стимулирование рождаемости (семьи с детьми, в т.ч. многодетные).
Красноярск - современный, динамично развивающийся город. По численности постоянно проживающего населения с 2012 года Красноярск официально включен в список городов-миллионников.
По данным статистики, на 01.01.2021 численность населения города составляла 1093628 человек, среднегодовая численность за 2020 год - 1094088 чел.
По данным социального паспорта города (формируется в информационной системе "Адресная социальная помощь" с учетом предоставления федеральных, региональных и муниципальных мер социальной поддержки), по состоянию на 01.09.2021 на учете в органах социальной защиты населения состоят 462003 человека, являющихся постоянными получателями мер социальной поддержки.
Из числа проживающих в городе Красноярске: 268125 пенсионеров, всего; 58980 граждан, имеющих инвалидность, старше 18 лет; 166987 граждан, имеющих доход ниже величины прожиточного минимума; 186202 ребенка в возрасте от 0 до 18 лет, из них 3972 ребенка-инвалида, 37150 детей из многодетных семей.
За период с 01.01.2012 по 01.09.2021 отмечается увеличение численности детей в возрасте до 18 лет, прирост численности детей составил 49,96% (по состоянию на 01.01.2012 - 124165 человек, на 01.09.2021 - 186202 человека). Особенно отмечается увеличение количества многодетных семей - более чем в 3 раза (по состоянию на 01.01.2012 - 3201 семья, на 01.09.2021 - 11457 семей).
Вместе с тем в демографическом составе населения города преобладают граждане старшего поколения. За период с 01.01.2012 по 01.09.2021 прослеживается четкая тенденция:
к увеличению численности пенсионеров по возрасту - на 38,83% (по состоянию на 01.01.2012 - 193132 человека, на 01.09.2021 - 268125 человек);
к увеличению численности граждан, фактически пользующихся мерами социальной поддержки, - на 7,83% (по состоянию на 01.01.2012 - 214594 человека, на 01.09.2021 - 231386 человек).
Актуальными вопросами в области социальной защиты населения города является усиление социальной защищенности граждан старшего поколения, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми.
Характерными чертами жизни граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет является неудовлетворительное состояние здоровья, недостаточное материальное обеспечение, дефицит общения. Значительная часть граждан данной категории в современных социально-экономических условиях испытывает уязвимость, социальную невостребованность. Данные обстоятельства обуславливают необходимость принятия мер, направленных на усиление социальной защищенности граждан пожилого возраста, граждан, имеющих инвалидность, развитие их собственных ресурсов, включение их в трудовую деятельность, рост социальной активности и создание условий для их активного участия в жизни современного общества.
Среди основных проблем, с которыми сталкиваются семьи с детьми, особенно неполные семьи и семьи с детьми-инвалидами, - малообеспеченность, невозможность преодоления трудной жизненной ситуации. Как следствие, в семьях с детьми наблюдается социальное неблагополучие, потребность в получении помощи.
Следует отметить, что согласно статье 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан. В городе Красноярске право органов местного самоуправления на установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан реализовано в соответствии с Решением Красноярского городского Совета депутатов от 20.11.2007 N В-357 "О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан". Согласно Постановлению Главы города от 28.06.2006 N 587 "Об утверждении общего реестра отдельных категорий граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета города" утвержден реестр отдельных категорий граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки за счет средств местного бюджета. В настоящее время в указанный реестр включено 19 категорий. Дополнительные меры социальной поддержки немногочисленны, но эффективны и позволяют оперативно оказывать помощь тем категориям граждан, острая нуждаемость которых не может быть удовлетворена в полном объеме за счет мер поддержки, предоставляемых в соответствии с федеральными и краевыми законами.