СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
(введены постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2023 N 967-пп)
Эффективное управление государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области является ключевым условием для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения уровня жизни населения, содействия инвестиционной активности, а также достижения иных стратегических целей социально-экономического развития региона.
Под эффективным использованием недвижимого имущества понимается использование недвижимого имущества по назначению и в соответствии с предметом, целями и видами деятельности государственных учреждений, государственных унитарных предприятий Архангельской области, определенными их уставами, отсутствие фактов использования недвижимого имущества третьими лицами при отсутствии законных оснований, отсутствие фактов неиспользования недвижимого имущества.
По состоянию на 1 июля 2023 года в реестре государственного имущества Архангельской области находятся 8365 объектов, в том числе 2946 зданий и помещений, а также 1076 объектов инженерной инфраструктуры.
Министерством имущественных отношений Архангельской области (далее - министерство) ежегодно осуществляются выездные проверки государственных организаций Архангельской области, имеющих на балансе недвижимое имущество, с целью выявления ликвидных объектов недвижимого имущества. Принятие министерством решений по вовлечению неиспользуемых объектов недвижимости в хозяйственный оборот позволяет оптимизировать состав государственной собственности Архангельской области, использовать имущество по его функциональному назначению, определить экономически выгодные варианты его использования и, как следствие, повысить эффективность управления государственным имуществом Архангельской области.
Имущество, не востребованное для исполнения государственных и муниципальных полномочий и не включенное в перечень государственного имущества Архангельской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"), которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Архангельской области от 31 октября 2017 года N 456-пп, подлежит включению в прогнозный план приватизации государственного имущества Архангельской области или списанию в случае его неудовлетворительного технического состояния.
Одной из основных задач, возникающей при управлении государственным имуществом Архангельской области, является контроль за поступлением доходов от использования государственного имущества Архангельской области в областной бюджет. Это связано с необходимостью совмещения процессов рационального использования государственного имущества Архангельской области с его реализацией в целях получения доходов в областной бюджет.
Контроль за поступлением доходов в областной бюджет от использования государственного имущества Архангельской области осуществляется путем администрирования доходов.
На территории Архангельской области с 2021 года реализуются мероприятия проекта "Наполнение Единого государственного реестра недвижимости полными и точными сведениями" и по внедрению целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Архангельской области "Подготовка документов и осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости", что требует наличия полных и достоверных сведений о содержании реестра государственного имущества Архангельской области, включая сведения о проведении в отношении имущества государственного кадастрового учета.
В рамках реализации вышеуказанных проектов министерство осуществляет предоставление необходимых документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении объектов, учтенных в реестре государственного имущества Архангельской области.
В целях выполнения срока, предусмотренного "дорожной картой" Архангельской области на 2022 - 2024 годы, утвержденной первым заместителем Губернатора Архангельской области - председателем Правительства Архангельской области и руководителем Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 15 марта 2022 года, к 31 декабря 2024 года требуется осуществить государственный кадастровый учет 325 объектов, включенных в реестр государственного имущества Архангельской области, в отношении которых государственный кадастровый учет не осуществлен.
В результате реализации мероприятий государственной программы Архангельской области "Управление государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26 октября 2021 года N 595-пп (далее - государственная программа), достигнуты следующие результаты:
внедрена на системной основе автоматизированная информационная система управления государственным имуществом Архангельской области, что обеспечивает комплексное информационно-аналитическое сопровождение процессов управления государственной собственностью Архангельской области, включая оптимизацию процесса учета и ведения реестра государственного имущества Архангельской области;
обеспечен контроль за поступлением доходов от использования государственного имущества Архангельской области в областной бюджет, что позволяет более эффективно совмещать процессы рационального использования государственного имущества Архангельской области с его реализацией в целях получения доходов в областной бюджет;