6. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Кировской области.
При существующем уровне государственного долга Кировской области в условиях ограниченности собственных доходных источников областного бюджета основными рисками, возникающими в процессе управления государственным долгом, являются риск рефинансирования действующих долговых обязательств Кировской области и риск увеличения расходов на их обслуживание. В целях минимизации данных рисков необходимо увеличивать в структуре долговых обязательств Кировской области долю среднесрочных и долгосрочных заимствований, осуществлять мониторинг ситуации на долговом рынке, повышать эффективность рыночных заимствований, в том числе закупок услуг финансовых организаций по предоставлению кредитных ресурсов для государственных нужд, повышать эффективность ведения кассового плана областного бюджета.
На региональном уровне усиливается риск кредитования областного бюджета по ставкам выше уровня ключевой ставки Банка России, увеличенного на 1% годовых. Рыночная цена заимствований складывается исходя из предложений участников рынка, сформированных в соответствии с внутренней стратегией кредитора. Возможность повлиять на внутреннюю кредитную политику коммерческих банков на региональном уровне ограничена. Доступными механизмами минимизации процентных рисков являются сокращение сроков кредитования (что в свою очередь повысит риск рефинансирования и негативно скажется на долговой устойчивости бюджета), поддержание диалога с участниками долгового рынка, информационной открытости, выстраивание взаимоотношений с кредитными организациями на основе конкурсных процедур, поддержание положительной кредитной истории и высокого кредитного качества Кировской области.
Также следует уделять внимание рискам, связанным со своевременным и полным исполнением долговых обязательств, в том числе обязательств, принятых по условиям реструктуризации бюджетных кредитов. Минимизировать данные риски можно путем обеспечения высокого уровня платежной и исполнительской дисциплины, а также путем обеспечения утверждения и исполнения областного бюджета с соблюдением требований по его отдельным параметрам, установленных соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.
Необходимо учитывать риск снижения темпов социально-экономического развития Кировской области, снижения объемов поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, влекущий за собой риск снижения долговой устойчивости Кировской области, превышения установленного уровня долговой нагрузки областного бюджета. В 2020 и 2021 годах данный риск был связан с влиянием на экономику последствий распространения коронавирусной инфекции.