Действующий

Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Сохранение и развитие хакасского языка" (с изменениями на 29 октября 2024 года)



1.1. Оценка текущего состояния сферы сохранения и развития хакасского языка


1.1.1. Данные последних социологических исследований по этнической идентичности хакасского населения Республики Хакасия, проведенных в 2021 году, свидетельствует, что хакасский язык в школе изучали 56,8% участников опроса. Среди респондентов, изучавших хакасский язык, 47,8% ответили, что их учили разговаривать на хакасском языке в ближайшем окружении, еще 5,3% изучали самостоятельно, лишь 6,5% опрошенных не изучали хакасский язык.


Из тех, кто не владеет хакасским языком, либо владеет не в полной мере, в большинстве ответили, что хотели бы выучить хакасский язык.


В отношении условий для изучения хакасского языка 55% респондентов ответили, что в их городе или районе таких условий нет. Меньше половины участников опроса ответили, что такие условия в их населенном пункте имеются (42,8%), еще 2,3% затруднились ответить.


Преобладающая доля опрошенных (61,6%), свободно владеющих хакасским языком, считает, что нужно знать родной язык. Не так категоричны участники опроса, которые не знают хакасский язык, либо знают его не в совершенстве.


1.1.2. В большей степени постоянно соблюдающих традиционные хакасские обычаи и обряды отмечено среди респондентов, свободно владеющих хакасским языком (42,8%). Среди респондентов, не владеющих языком, отмечается наибольшее число тех, кто не соблюдает обычаи и обряды (24%). Таким образом, прослеживается четкая взаимосвязь между знанием хакасского языка и поддержанием традиций.


Респонденты, владеющие хакасским языком свободно либо частично, очень хорошо знают историю своего рода, семьи (46,5% и 35,2%, соответственно). Совсем не знают историю своего рода опрошенные, не владеющие родным языком (28%) либо понимающие, но не говорящие на хакасском языке (60,4%).


В качестве основной причины того, что не все хакасы владеют родным языком, более половины опрошенных назвали отсутствие разговорной практики (64%), 33,3% респондентов отметили отсутствие возможностей для изучения языка, 27,3% считают, что у хакасского языка довольно узкая сфера применения. На низкую престижность языка указали 25,3% участников опроса, на отсутствие обучения на родном языке в школе - 11,8%.