Действующий

Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов



5. Оценка факторов и ограничений экономического роста Волгограда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов


Исходя из существующих ограничений определены приоритетные направления по обеспечению экономического роста Волгограда на 2022 - 2024 годы:


5.1. Депопуляция населения, связанная с преобладанием уровня смертности над уровнем рождаемости. Особенно это стало проявляться с 2020 года, что связано с большой смертностью населения из-за новой коронавирусной инфекции. Ввиду этого, а также то, что даже положительный миграционный прирост в этот период не сможет компенсировать естественную убыль населения, численность населения может в среднесрочной перспективе упасть ниже одного миллиона человек. Учитывая демографические проблемы в масштабе всей страны, а также ограниченность полномочий органов местного самоуправления в вопросах стимулирования рождаемости и снижения смертности, преодоление существующих ограничений отнесено к государственным полномочиям. Приоритетными направлениями на уровне Волгограда следует считать обеспечение достаточного количества мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, развитие социальной инфраструктуры, поддержка молодых семей и приобщение населения к здоровому образу жизни путем проведения различных спортивных и культурных мероприятий. Положительное влияние также окажет реализация на муниципальном уровне национального проекта "Демография" и национального проекта "Здравоохранение" с учетом целей, содержащихся в Указе N 204.


5.2. Развитие потребительского рынка в период новой коронавирусной инфекции ввиду возможности сохранения ряда ограничительных мер. Структурные изменения потребительского спроса могут оказывать замедляющее влияние на восстановление ряда секторов (развлечение и досуг, туристическая сфера, индивидуальные услуги населению).


5.3. Снижение реальных денежных доходов населения и, как следствие, покупательской способности населения. На снижение спроса населения может повлиять и режим самоизоляции отдельных категорий граждан.


В среднесрочном периоде на территории Волгограда продолжится начатая в 2022 - 2023 году реализация антикризисных мер Российской Федерации, направленных на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми. Положительным фактором будет являться проведение индексации оплаты труда работников бюджетной сферы, сохранение достигнутых уровней заработной платы для целевых категорий работников бюджетной сферы, сохранение минимального размера оплаты труда на уровне величины прожиточного минимума, а также соблюдение регионального минимума по заработной плате.


5.4. Изношенность основных фондов предприятий промышленного сектора, уровень инвестиций в основной капитал. Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Волгоград определен как крупный перспективный центр экономического роста. В связи с этим ключевыми факторами экономического роста Волгограда в среднесрочном периоде являются:


формирование на территории Волгограда транспортно-логистических центров по организации грузовых перевозок железнодорожным, авиационным, автодорожным и речным транспортом. Это позволит реализовать благоприятный экономико-географический потенциал Волгограда, расположенного на пересечении основных транспортных путей из Азии (Узбекистан, Туркменистан, Иран) в Европу, в том числе водных через Волго-Донской судоходный канал;


ревитализация неиспользуемых (неэффективно используемых) промышленных площадок в Волгограде, в том числе за счет формирования, продвижения и реализации соответствующих инвестиционных проектов, а также активизации муниципально-частного (государственно-частного) партнерства. В настоящее время такой перспективной площадкой является территория Тракторного завода, на которой планируется ввод жилья с обеспечивающей социальной и инженерной инфраструктурой, а также ввод объектов общественно-делового назначения;


внедрение инвестиционных проектов и модернизация существующих производств промышленными предприятиями Волгограда;


привлечение местных высококвалифицированных кадров для развития высокотехнологических и наукоемких отраслей производства товаров, услуг, творческих индустрий. Это позволит реализовать потенциал выгодного соотношения стоимости и качества трудовых ресурсов в Волгограде.


Также на развитие инвестиционной активности будет влиять усиление спроса на безопасный и качественный отдых внутри страны в условиях ограничений на перемещения между странами. В этой связи создание туристической зоны на территории Волгограда является приоритетной задачей. В настоящее время такой зоной является территория островной системы Сарпинский - Голодный, на которой планируется создание центра развлечений и отдыха.


Целевые индикаторы достижения стратегических целей устойчивого развития Волгограда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов представлены в приложении 3 к прогнозу.


Основные параметры муниципальных программ Волгограда приведены в приложении 4 к прогнозу.