1. Реализация долговой политики субъектами Российской Федерации в 2020 году осуществлялась в сложных экономических условиях в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Снижение поступлений доходов в региональные бюджеты, а также необходимость финансового обеспечения мероприятий по профилактике и устранению последствий распространения коронавирусной инфекции привели в прошлом году к росту государственного долга субъектов Российской Федерации на 18%.
Произошедшее в 2020 году падение цен на нефть нанесло значительный урон доходной части областного бюджета, в результате чего государственный долг Иркутской области возрос большими темпами - на 75% (в 2 раза - по коммерческим кредитам) и составил на 1 января 2021 года 21,3% от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Избежать по итогам 2020 года нарушений установленного условиями дополнительного соглашения о реструктуризации обязательств (задолженности) Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, заключенного уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области с Министерством финансов Российской Федерации (далее - дополнительное соглашение), ограничения по уровню государственного долга (20%) удалось благодаря принятому федеральным центром решению о возможности превышения предельных значений основных показателей дефицита бюджета и государственного долга на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на сумму снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации по сравнению с 2019 годом.
В текущем финансовом году благодаря стабилизации ситуации с наполняемостью областного бюджета доходами, мерам по сдерживанию и приоритизации расходов удалось сдержать дальнейший рост и обеспечить устойчивость траектории долговой нагрузки и на протяжении последних шести месяцев.
На фоне ускорения инфляции в текущем году ключевая ставка увеличивалась Банком России пять раз, что ограничило возможность осуществления Иркутской областью коммерческих заимствований.
Нестабильность основного инструмента кредитно-денежной политики и ожидания кредитных учреждений дальнейшего роста ключевой ставки обуславливают низкую конкурентность или же полное отсутствие участников в кредитных аукционах, проводимых муниципальными образованиями или субъектами Российской Федерации. В первую очередь, данная ситуация оказывает негативное влияние на регионы, участвующие в реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета, одним из основных условий которой является обеспечение привлечения кредитов от кредитных организаций, исключительно по ставкам не более ключевой ставки, увеличенной на один процентный пункт.
Так, по данным независимой консалтинговой компании из запланированных на август 2021 года 281 кредитного аукциона по результатам только 171 (60,9%) были заключены государственные или муниципальные контракты. В Иркутской области из объявленных в 2021 году 22 аукционов на привлечение кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета государственные контракты заключены лишь по результатам 10.
Дестабилизация инфляционных ожиданий сказалась также на сроках предоставления кредитных ресурсов банками, которые сократились с 12 месяцев в среднем в докризисном 2019 году до 9 месяцев в 2020 - 2021 годах.
Несмотря на объективные сложности, одной из основных задач в 2020 - 2021 годах являлось использование долговых инструментов, отвечающих требованиям оптимизации структуры государственного долга Иркутской области, в целях минимизации стоимости его обслуживания.
2. Основные итоги реализации основных направлений государственной долговой политики Иркутской области в 2020 - 2021 годах.
2.1. Поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения показателей долговой устойчивости на уровне, не превышающем значения, в том числе установленные статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости Иркутской области в 2020 - 2021 годах, установленные дополнительным соглашением, а также статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представлены в таблице:
N п/п | Наименование показателя | В соответствии с Соглашениями | |||
На 1 января 2021 года | Плановое значение на 1 января 2022 года | Фактическое значение на 1 октября 2021 года | |||
Плановое значение | Фактическое значение | ||||
1 | Отношение объема государственного долга Иркутской области к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <= 20 | 21,3 | <= 20 | 18,2 |
2 | Отношение объема долговых обязательств Иркутской области по ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <= 15 | 10,5 | <= 16 | 1,7 |
3 | Отношение расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области к расходам областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, % | <= 5 | 0,3 | <= 5 | 0,4 |
4 | Отношение дефицита областного бюджета к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <= 10 | 11,5 | <= 10 | - <*> |