Действующий

Об утверждении прогноза социально-экономического развития Сахалинской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов



12. Труд и занятость


В 2020 году введение ограничительных мер по причине распространения коронавирусной инфекции оказало влияние на ситуацию на рынке труда. Отмечался рост числа безработных граждан, снижение численности занятого населения по сравнению с 2019 годом.


Принятые дополнительные меры на федеральном и региональном уровнях по поддержке занятости населения, в том числе малого и среднего бизнеса, способствовали сохранению рабочих мест, недопущению кратного роста безработицы и социальной напряженности.


Объемы высвобождения работников в 2020 году не превысили объемы 2019 года (уволено по сокращению численности, ликвидации предприятий 1,0 тыс. работников, что на 300 человек меньше, чем в 2019 году). Высвобождений работников в связи с введением карантина не отмечено.


Уровень безработицы по методологии МОТ повысился на 0,3 процентных пункта до 5,5% (по России - 5,8%, по ДФО - 6,5%). Уровень регистрируемой безработицы на конец 2020 года составил 0,8% (по России - 3,7%, ДФО - 3,2%).


В 2021 году с целью повышения численности занятого населения, снижения числа безработных граждан реализуется Комплекс мер по восстановлению (до уровня 2019 года) численности занятого населения Сахалинской области к IV кварталу 2021 года, утвержденный распоряжением Правительства Сахалинской области от 27.01.2021 N 23-р (далее - Комплекс мер).


В Комплекс мер включены мероприятия экономического и социального характера, в их числе поддержка трудоустройства незанятых и безработных граждан, организация профессионального обучения различных категорий граждан. Предусмотрена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием финансовых инструментов как на региональном, так и на муниципальном уровнях; развитие самозанятости; оказание помощи по преодолению трудной жизненной ситуации через заключение социального контракта; комплекс мероприятий по легализации неформальной занятости с участием различных отраслевых ведомств.


В 2021 году по сравнению с 2020 годом в области ожидается увеличение численности занятых в экономике, снижение числа безработных граждан. Численность занятого населения прогнозируется в количестве 277,9 тыс. человек, что на уровне 2019 года и на 0,9% больше, чем в 2020 году.


По оценке, численность безработных по методологии МОТ в 2021 году составит 14,3 тыс. человек (5,2% от численности рабочей силы). Число безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, к концу 2021 года составит 1,6 тыс. человек (0,6% от численности рабочей силы).


В 2022 - 2024 годах численность рабочей силы, численность занятого населения будет постепенно увеличиваться. Среднегодовая численность занятых в экономике к 2024 году по базовому варианту увеличится до 280,5 тыс. человек, или на 1,9% к уровню 2020 года.


Увеличение доли занятых прогнозируется в сфере сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства; обрабатывающих производств; строительства; деятельности гостиниц и предприятий общественного питания, снижение - в сфере транспортировки и хранения; государственного управления и обеспечения военной безопасности; деятельности профессиональная, научная и техническая.


По оценке, к 2024 году численность трудовых ресурсов составит 333,1 тыс. человек, или 101,7% к уровню 2020 года.


Поэтапное повышение пенсионного возраста в рамках реформы пенсионной системы приведет к расширению границ трудоспособного возраста, что будет способствовать изменению структуры трудовых ресурсов в части ежегодного увеличения удельного веса трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. По прогнозной оценке, численность трудоспособного населения к 2024 году составит 282,6 тыс. человек (84,8% от численности трудовых ресурсов против 85,1% в 2020 году).


Кроме того, восполнение трудовых ресурсов планируется за счет привлечения квалифицированных кадров из других регионов страны, соотечественников из-за рубежа, иностранной рабочей силы.


Регулирование процессов в сфере трудовой миграции осуществляется с соблюдением принципа приоритетного трудоустройства российских граждан, установлением запрета по отдельным видам экономической деятельности на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, увеличением коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, используемого при расчете стоимости патента, а также регулированием размера утверждаемой квоты на привлечение иностранных работников. Установленные меры будут способствовать снижению численности иностранной рабочей силы до 29,9 тыс. человек к 2024 году.