Сведения об образовании отходов производства и потребления в Республике Саха (Якутия)
Год | Всего, тыс. тонн | в том числе по классам опасности отходов для окружающей среды | ||||
I класс | II класс | III класс | VI класс | V класс | ||
2016 | 248 056,85 | 0,03 | 0,15 | 28,25 | 183,61 | 247 844,80 |
2017 | 375 810,75 | 0,04 | 0,18 | 41,26 | 267,65 | 375 501,62 |
2018 | 426 999,82 | 0,03 | 0,16 | 25,61 | 282,68 | 426 691,34 |
Основным способом обращения с твердыми коммунальными отходами является накопление и захоронение, более 96 процентов образующихся твердых коммунальных отходов направляются на полигоны и санкционированные свалки. При этом сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов организованы только в крупных городах и административных центрах муниципальных районов, что составляет около 7 процентов от общего количества муниципальных образований республики. Во вторичный хозяйственный оборот вовлекается всего менее 4 процентов твердых коммунальных отходов. Низкий процент утилизации (использования) отходов связан с недостаточным развитием инфраструктуры обращения с отходами.
Размещение отходов на полигонах и свалках приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Действующие санкционированные объекты размещения отходов в количестве 471 занимают территорию общей площадью свыше 1 400 гектаров.
Более 60 процентов объектов размещения твердых коммунальных отходов не соответствуют санитарным правилам и требованиям СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
На территории Республики Саха (Якутия) отсутствуют объекты производственной переработки и обезвреживания твердых коммунальных отходов. Одним из наиболее проблемных вопросов остается обращение с отходами I - II класса опасности (отработанные ртутьсодержащие приборы, люминесцентные, энергосберегающие лампы, батарейки, аккумуляторы, синтетические и минеральные масла, щелочи, кислоты, нефтесодержащие отходы, кислые смолы, химикаты и пр. высоко опасные отходы), которые остаются у природопользователей на временном хранении. Предприятия и физические лица, как правило, вывозят опасные отходы на необорудованные свалки. В Республике Саха (Якутия) существует всего пять организаций, специализирующихся на сборе и обезвреживании ртутьсодержащих ламп и приборов (в г. Якутске, г. Мирном, г. Алдане). Отсутствуют пункты сбора и переработки таких отходов на местах.
Неосведомленность и низкая культура населения и юридических лиц в вопросах обращения с отходами, отсутствие жестких мер контроля за деятельностью по обращению с отходами способствует ежегодному образованию и росту числа несанкционированных мест размещения отходов. Ежегодно инспекциями охраны природы на территории Республики Саха (Якутия) выявляется свыше 300 несанкционированных свалок мусора.
Преобладание накопления и захоронения отходов над их переработкой и утилизацией ведет к негативным воздействиям на окружающую среду и здоровье человека, включая:
загрязнение земель, воздуха и верхних водоносных горизонтов токсичными веществами, химикатами, тяжелыми металлами, содержащимися в фильтрате в местах санкционированного и несанкционированного размещения отходов;
выделение больших объемов биогаза в атмосферу, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения отходов;
негативное воздействие на среду обитания при возгорании полигонов (задымление);
захламление земель отходами.
Согласно Территориальной схеме обращения с отходами, учитывая особенности региона, республика поделена на 5 зон деятельности региональных операторов. По результатам конкурсных отборов в каждой зоне определены региональные операторы.
По итогам анализа текущей ситуации в области обращения с отходами производства и потребления можно выделить следующие основные проблемы, характерные для Республики Саха (Якутия):
большое количество несанкционированных свалок;