Развитие устойчивой транспортной системы позволит увеличить большинство транспортных показателей по грузоперевозкам, транспортную мобильность населения; усилить связность территории, а также расширить и улучшить транспортную доступность региона.
Одной из приоритетных задач в рамках модернизации транспортной инфраструктуры является развитие использования внутреннего водного транспорта, что потребует осуществления следующих мероприятий:
1) модернизация и обновление судов речного флота и смешанного (река-море) плавания, утилизация старых судов.
Мероприятия по обновлению флота направлены на решение проблемы высокого износа и среднего возраста судов. Необходимы разработка и реализация мер государственной поддержки обновления флота, таких как: компенсация процентной ставки при кредитовании строительства судов, лизинг судов, строительство судов и использование механизма государственно-частного партнерства. В целях повышения экологической обстановки и безопасности судоходства требуется разработка мероприятий по решению проблемы вторичного рынка речных судов, обязательной утилизации технически и морально устаревших судов;
2) улучшение качественных параметров внутренних водных путей Ленского бассейна.
Мероприятия по улучшению качественных параметров внутренних водных путей предусматривают увеличение гарантированных габаритов судовых ходов на внутренних водных путях Ленского бассейна до параметров, обеспечивающих полную загрузку транспортного флота, восстановление гидротехнических сооружений (струенаправляющих дамб, полузапруд) Ленского бассейна, способствующих поддержанию гарантированных уровней глубин, обновление и доведение технического парка "Администрации Ленского бассейна" до мощностей, требуемых для обеспечения и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов водных путей Ленского бассейна;
3) расширение района плавания судов класса "М-СП 3,5" по трассе Северного морского пути.
Расширение района плавания судов класса "М-СП 3,5" по прибрежной трассе Северного морского пути, в том числе вокруг полуострова Таймыр, от Мурманска до Певека будет способствовать развитию межбассейновой логистической системы завоза грузов в регион и освоению Арктики;
4) реализация сбалансированной тарифной политики.
Совершенствование тарифной политики в рамках завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности предусматривает формирование конкурентоспособных тарифов на перевозку грузов внутренним водным транспортом за счет совершенствования тарифной политики, предусматривающей сочетание механизмов свободного ценообразования с контрольными функциями в интересах защиты потребителей. На сегодняшний день с учетом существующего высоко конкурентного организованного рынка речных и морских грузовых перевозок необходимо рассмотреть вопрос о свободном ценообразовании перевозок по арктическим направлениям.
Сбалансированная рынком тарифная политика и меры государственной поддержки судовладельцев позволяют повысить уровень рентабельности речных перевозок и создать условия для обновления транспортного флота.