Недействующий

Об утверждении Стратегии совершенствования системы завоза топливно-энергетических ресурсов в Республику Саха (Якутия) на период до 2030 года (фактически утратил силу)



Конденсат газовый стабильный


Перевозки газоконденсата на территории Республики Саха (Якутия) осуществляются в период навигации с резервуарного парка ПАО "ЯТЭК" в поселке Кысыл-Сыр Вилюйского улуса для нужд котельных ГУП "ЖКХ РС(Я)" с направлением в Кобяйский, Анабарский и Булунский районы. Перевозка газоконденсата осуществляется в два этапа навигации: на первом этапе навигации осуществляется доставка до транзитного пункта Сангарской нефтебазы АО "Саханефтегазсбыт", после начала второго этапа арктической навигации осуществляется отгрузка груза до пунктов назначения.


В период навигации завозится порядка 12,5 тыс. тонн газоконденсата.


По круглогодичным и сезонным зимним автомобильным дорогам осуществляется отгрузка газоконденсата для нужд котельных ГУП "ЖКХ РС(Я)":


резервуарный парк ПАО "ЯТЭК" с поселка Кысыл-Сыр Вилюйского улуса с направлением в Вилюйский, Верхневилюйский, Горный, Кобяйский и Оленекский районы;


Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение с поселка Таас-Юрях Мирнинского района с направлением в Оленекский район.


В зимний период 2019/2020 года перевезено 26,1 тыс. тонн газоконденсата, из которых 7,9 тыс. тонн завезено до пунктов хранения в период навигации для последующей доставки по зимним дорогам в труднодоступные населенные пункты.


Таким образом, сформировавшаяся в настоящее время схема завоза топливно-энергетических ресурсов, основанная на перевозках водным транспортом с последующей перевозкой в зимний период автомобильным транспортом, является безальтернативной. Тем не менее, с ростом транспортной доступности населенных пунктов меняется и схема завоза грузов. Так с открытием участка железной дороги Томмот - Якутск (Нижний Бестях) и формированием инфраструктуры Якутского транспортно-логистического узла меняется схема обеспечения центральных и заречных улусов республики на круглогодичное обеспечение, в основном в части обеспечения нефтепродуктами.


В связи с переходом на открытый способ добычи угля на угольном разрезе Джебарики-Хая и возобновлением добычи угля на Сангарском угольном месторождении произошло замещение угля с угольного разреза Джебарики-Хая на Сангарский угольный разрез для нужд Жиганского, Кобяйского и Олекминского районов. При этом полный отказ от поставок с угольного разреза Джебарики-Хая не может быть осуществлен ввиду необходимости обеспечения сбалансированного использования энергоресурсов и недопущения закрытия угольного разреза Джебарики-Хая. Для оптимального распределения энергоресурсов республики необходимо завершение научно-исследовательской работы "Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия)".


Также предприятиями коммунального комплекса продолжается работа по замещению нефти на альтернативные виды топлива, в том числе на уголь, конденсат газовый стабильный и природный газ. Замещение нефти произведено на конденсат газовый стабильный в Горном улусе, на природный газ в части населенных пунктов Мегино-Кангалассого улуса, на уголь частично в Сунтарском, Таттинском, Чурапчинском, Амгинском улусах (районах).


Постепенно с развитием инфраструктуры Якутского транспортно-логистического узла, а также с завершением строительства мостовых переходов через магистральную реку Лену, а также через боковые реки Вилюй и Алдан центральная, заречная, вилюйская, а также восточные группы улусов в основном будут обеспечиваться круглогодично.


Постепенно с открытием участка железной дороги Томмот-Якутск (Нижний Бестях), развитием инфраструктуры Якутского транспортно-логистического узла, завершением строительства мостовых переходов через магистральную реку Лену, а также через боковые реки Вилюй и Алдан меняется схема обеспечения центральных, заречной, вилюйской и восточной групп улусов республики на круглогодичное обеспечение.


Действующая схема топливно-энергетических ресурсов и основные факторы, влияющие на качество и сроки доставки, указаны в приложении N 2 к настоящей Стратегии.