Развитие земельно-имущественного комплекса области является неотъемлемой частью деятельности правительства области по обеспечению устойчивости социально-экономического развития области, решению социальных, экономических и экологических проблем, повышению качества жизни и улучшению инвестиционного климата.
В соответствии с постановлением правительства области от 22.02.2011 N 72-пп "Об утверждении Положения о департаменте по управлению государственным имуществом области" органом исполнительной власти области, формируемым правительством области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений на территории области, является департамент по управлению государственным имуществом области.
Эффективная реализация государственной земельно-имущественной политики на территории области основывается в том числе на достоверной кадастровой информации. Достоверная кадастровая информация является основой формирования налогооблагаемой базы для исчисления отдельных налогов и гарантирует конституционные права правообладателей на принадлежащее им недвижимое имущество.
Повысить уровень достоверности данной информации позволяют процедуры по проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и комплексных кадастровых работ в границах субъекта Российской Федерации.
Одной из проблем в сфере земельно-имущественных отношений является неурегулированность вопросов, связанных с реформированием системы имущественных налогов. В соответствии с Земельным и Налоговым кодексами Российской Федерации введен порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. Однако при отсутствии механизма актуализации кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости экономический эффект от введения налога будет существенно снижен.
В целях разрешения данной проблемы должны быть проведены работы по актуализации кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости и внесению данных в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки проводится бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации. При этом государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости. Таким образом, кадастровая стоимость объектов недвижимости и земельных участков подлежит периодической актуализации.
(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 09.02.2023 N 69-пп)
В целях реализации положений Закона о государственной кадастровой оценке в области создано ОГБУ "Облкадастр", полномочием которого является в том числе определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки.
Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки является ее отдельным этапом, в ходе которого собирается и уточняется имеющаяся информация об объектах оценки. Основная причина ошибок, возникающих при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, заключается именно в дефиците достоверной информации об объектах оценки. При этом этап предварительной подготовки позволит повысить качество оценки и, как результат, снизить поток жалоб от собственников и правообладателей объектов недвижимости, количество оспоренных результатов кадастровой оценки.
Кадастровая стоимость земель и объектов недвижимости применяется для своевременного и правильного определения налогооблагаемой базы (налог на объекты недвижимости, земельный налог), что позволяет осуществлять более эффективное управление земельными ресурсами, объектами недвижимости, а также проводить сбалансированное планирование доходной части бюджетов всех уровней (в пределах платежей, поступающих от земельного налога и арендной платы), стимулировать развитие инвестиционных процессов и развитие экономики в целом.
Кадастровая стоимость земельного участка, имея рентную основу, позволяет сделать вывод о потенциальном доходе, который может быть получен от реализации прав на владение, пользование и распоряжение этим участком, и, соответственно, о степени эффективности его использования. Поэтому результаты государственной кадастровой оценки земель могут быть использованы в качестве критерия оценки эффективности использования земельного участка и какой-либо территории, а это является предметом государственного контроля за использованием земель.
На территории области актуальна проблема наличия недостоверных сведений об объектах недвижимости, информация о которых содержится в Едином государственном реестре недвижимости, что приводит к затруднению гражданского оборота указанных объектов. Также актуален вопрос о наличии сведений об объектах недвижимости, информация о которых не включена в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение описанной проблемы возможно путем проведения комплексных кадастровых работ, представляющих собой процесс установления либо уточнения местоположения границ массива объектов недвижимости в границах одного или нескольких смежных кадастровых кварталов.