В республике насчитывается порядка 1 млн автотранспортных средств. Ежегодно их количество увеличивается на 3 - 5 процентов. При этом имеются предпосылки для строительства сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).
По информации Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, количество транспортных средств, использующих газомоторное топливо, на сегодняшний день составляет 2119 ед. на КПГ (метан) и 152147 ед. на СУГ (пропан), или порядка 19 процентов от общего количества транспортных средств.
В качестве моторного топлива используют:
бензин - 35 процентов;
дизельное топливо - 32,5 процента;
пропан-бутан - 30 процентов;
метан - 2,5 процента автотранспортных средств в Республике Дагестан.
Принимая во внимание затраты на приобретение моторного топлива, которые могут достигать в себестоимости продукции (товаров, услуг) 30 процентов, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива является существенным стимулом повышения устойчивости финансового состояния предприятий и организаций, в том числе бюджетных.
Компримированный природный газ является самым дешевым видом моторного топлива, экономический эффект от его использования достигается за счет разницы затрат на моторное топливо.
Отечественная и зарубежная практики подтверждают его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение загрязняющих выбросов автотранспортных средств, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива: Наряду с ценовыми и экологическими преимуществами отсутствие в компримированном природном газе разрушающих двигатель вредных примесей существенно снижает его износ, отсутствие каталитического нейтрализатора позволяет исключить детонацию в двигателе, уменьшает эксплуатационные шумы на 7 - 9 децибел.
Несмотря на это, использование компримированного природного газа не получило в Республике Дагестан широкого распространения в силу отсутствия развитой сети АГНКС. Работа по переводу автотранспортных средств на использование компримированного природного газа не носила системного и комплексного характера, практически не затрагивала бюджетные организации.
Оптимальным решением, направленным на стимулирование использования компримированного природного газа, является возможность предоставления субсидии на выполнения работ по переоборудованию автотранспортных средств на использование в качестве моторного топлива метана.
Срок окупаемости автобуса среднего класса, работающего на метане, за счет экономии на топливе ниже срока окупаемости аналогичного автобуса, работающего на дизельном топливе, на 2 года и 4 месяца, при среднегодовом пробеге в 100 тыс. километров.