Недействующий

Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (с изменениями на 16 декабря 2021 года)



I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2020 год и первое полугодие 2021 года


Глобальная пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесла серьезные коррективы в условия реализации бюджетной и налоговой политики в 2020 году.


Вместе с тем основные задачи бюджетной и налоговой политики Правительству Республики Коми удалось выполнить, в том числе обеспечить сбалансированность бюджетной системы региона и финансирование всех социальных расходов в полном объеме.


Главной целью долговой политики Республики Коми в 2020 году являлось эффективное управление государственным долгом Республики Коми, направленное на обеспечение платежеспособности Республики Коми, устранение риска неисполнения финансовых обязательств и поддержание сбалансированности республиканского бюджета Республики Коми.


С учетом увеличения в 2020 году государственных заимствований Республики Коми в связи с необходимостью финансирования мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой инфекции, а также снижением налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми в 2020 году (по сравнению с 2019 годом), объем государственного долга Республики Коми за 2020 год увеличился на 10 390,2 млн рублей (40,8%) и по состоянию на 1 января 2021 года составил 35 861,3 млн рублей, или 57,2% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми без учета объема безвозмездных поступлений за 2020 год. Доля общего объема рыночных долговых обязательств Республики Коми составила 38,5% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми без учета объема безвозмездных поступлений за 2020 год.


Однако благодаря положительной динамике поступлений налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Республики Коми относительно прошлогоднего уровня за 1 полугодие 2021 года объем государственного долга Республики Коми сократился на 2 450,0 млн рублей (7%) и составил 33 411,4 млн рублей.


При этом в целях комплексного подхода в вопросе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми продолжается реализация одноименной Программы оздоровления. Совокупный бюджетный эффект по итогам реализации ее мероприятий в 2020 году составил 3,4 млрд рублей (170% от планового значения), а установленные на 1 июля 2021 года значения выполнены на 35,3% (0,6 млрд рублей).


Республика Коми, как и в предыдущие годы, обеспечивает поступление значительного объема налоговых доходов в бюджет Российской Федерации. В 2020 году с территории Республики Коми было собрано 176,3 млрд рублей налоговых доходов, что, однако, оказалось на 68,3 млрд рублей, или на 28%, меньше уровня поступлений 2019 года. Доля консолидированного бюджета Республики Коми в общем объеме налогов, собранных с территории Республики Коми и администрируемых налоговыми органами, составила 42,8%, или 75,4 млрд рублей. Снижение объема перечислений по сравнению с предыдущим годом составило 13,8 млрд рублей, или 15,5%.


Доля налогов, поступивших с территории Республики Коми в федеральный бюджет, снизилась по сравнению с прошлогодним уровнем на 6,4 процентных пункта и составила 57%, что обусловлено, в основном, снижением поступлений налога на добычу полезных ископаемых.


В 2020 году объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми сложился под влиянием следующих основных факторов:


сложная эпидемиологическая ситуация, ограничение работы значительной части организаций, длительный период нерабочих дней с конца марта по середину мая 2020 года, ограничение спроса и предложения;


ухудшение ситуации в экономике, значительное снижение цены на нефть марки "Юралс" в результате прекращения договоренностей об ограничении добычи в рамках ОПЕК (с 1 апреля 2020 года), на газ, рост курса иностранной валюты;


принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (отсрочки по налогам, по платежам за аренду государственного имущества, предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, программы поддержки наиболее пострадавших отраслей).


Ожидается, что данные факторы сохранят свое влияние на объемы поступлений доходов и в ближайшей трехлетней перспективе.


В результате вышеуказанного поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми в 2020 году составило 75,3 млрд рублей и по сравнению с уровнем 2019 года снизилось на 14,5 млрд рублей, или на 16%. При этом доля налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составила 95,6%.