Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" (с изменениями на 21 июля 2022 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.07.2022 N 440) от 18.07.2022 N 440)



Развитие информатизации здравоохранения, телемедицины, дистанционного мониторирования состояния здоровья


В республике последовательно реализуется комплекс мер, направленных на внедрение современных информационных технологий. С 2011 года в рамках программы модернизации здравоохранения изменился подход к информатизации здравоохранения - от учетных программ к продуктам, автоматизирующим непосредственно деятельность врача, что требовало внедрение более современных систем.


В 2014 году в Республике Саха (Якутия) завершился первый этап создания ЕГИСЗ - многие лечебно-профилактические учреждения получили защищенные сети и доступ к Интернету, обзавелись автоматизированными рабочими местами и начали осваивать медицинские информационные системы. В 2014 году был внедрен модуль медицинской информационной системы (далее - МИС) "Электронная медицинская карта" (далее - ЭМК). С начала 2015 года все медицинские организации, работающие в системе ОМС, были переведены на единую региональную медицинскую информационную систему, в результате построена модель регионального сегмента ЕГИСЗ (далее - РС ЕГИСЗ), которая состоит из двух частей, взаимосвязанных между собой: МИС медицинских организаций и региональный МИС с обеспечением централизации хранения и обработки данных. Подсистемы развернуты на мощностях Центра обработки данных Правительства Республики Саха (Якутия) и Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).


Ключевые функции, реализованные в МИС и использующиеся медицинскими работниками: электронная медицинская карта, электронная регистратура, льготное лекарственное обеспечение, мониторинг беременных, учет смертности, диспансеризация, электронный листок нетрудоспособности и др. В 2016 году проведена работа по интеграции с федеральными сервисами - интегрированная ЭМК и федеральная электронная регистратура. В 2018 году введены в работу подсистема "Интеграционный сервис "ИЭМК", функционал "Навигатор ЭМК", обеспечивающие возможность аккумулировать медицинскую информацию о случаях стационарного и амбулаторного лечения для сохранения в ЭМК с целью создания единой базы пациентов.


Централизация потоков пациентов и интеграция с федеральной электронной регистратурой выполняются через региональную шину Центра обработки данных Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).


Возможность для самостоятельной записи пациентов предоставлена через ЕПГУ, РПГУ, мобильное приложение и информационные киоски, расположенные в медицинских организациях. Предварительная запись пациентов на прием к врачам, к которым необходимо наличие направления, осуществляется через специализированный портал в защищенной сети. Размещение расписаний приемов медицинских специалистов и запись на прием осуществляются в системе МИС "Электронная регистратура". С момента внедрения подсистемы в электронном виде на прием к врачам записались около 1,5 млн. чел.


Сегодня 65 юридических лиц, оказывающих медицинскую помощь, работают с МИС. Создано около 1 млн. уникальных электронных медицинских карт, что составляет 100 процентов от населения республики. В составе Единой региональной МИС реализован модуль "Льготное лекарственное обеспечение (ЛЛО)", обеспечивающий осуществление выписки льготных рецептов, управления товарными запасами и контроля реализации программ льготного лекарственного обеспечения. В отдельных 14 медицинских организациях функционирует лабораторная информационная система, обеспечивающая автоматизацию процессов в лаборатории и обмен данными с лечащим врачом. В 2019 году в рамках цифрового контура здравоохранения проведены мероприятия по разработке Центрального архива лабораторных исследований и подключены к Централизованной системе центральный архив лабораторных исследований (далее - ЦС ЦАЛИ), действующие лабораторные информационные системы, в 14 медицинских организациях. В 2020 году подключена к ЦС ЦАЛИ 21 медицинская организация республики.


Автоматизированы процессы, связанные с выпиской электронных листов нетрудоспособности (далее - ЭЛН), путем интеграции с информационным шлюзом Фонда социального страхования, выписано и передано более 427 тысяч ЭЛН.


В 2017 году принят и вступил в силу с 1 января 2018 года Федеральный закон 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья", который также известен как "Закон о телемедицине". Согласно пункту 7 статьи 3 242-ФЗ консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях:


профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;


принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).


Таким образом, оказание услуг телемедицинской консультации посредством инфокоммуникационных технологий, в частности, повторной медицинской консультации (врач-пациент) разрешено в рамках принятой нормативно-правовой базы.


Во всех центральных районных больницах организованы телемедицинские пункты, проведена организационная и практическая работа по оснащению телемедицинским оборудованием лечебно-профилактических учреждений республики с подключением центральных районных больниц к корпоративной широкополосной сети Интернет. Ежегодно проводится более 10 тысяч дистанционных консультаций. На базе ГКУ РС(Я) "Республиканский центр медицины катастроф" функционирует телемедицинский центр для проведения экстренных телемедицинских консультаций. Крупные республиканские больницы и диспансеры включены в систему Федеральной телемедицинской сети Минздрава России.


В 2020 году рамках Центрального контура здравоохранения была внедрена система телемедицинских консультаций "Облачная поликлиника", которую эксплуатируют медицинские организации в рамках мероприятий по борьбе с COVID-19 в целях обеспечения возможности гражданам получать бесконтактные (онлайн) медицинские консультации, и ведения собственного журнала здоровья в мобильном приложении в смартфоне. В настоящее время в личный кабинет мобильного приложения "Облачная поликлиника" посредством интеграции с медицинскими информационными системами пациенту доставляются медицинские записи амбулаторных посещений и результаты лабораторных исследований.


Развитие информационно-телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения, внедрение системы интегрированной электронной медицинской карты единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения позволят сократить количество посещений пациентами медицинских организаций для получения справок, рецептов и иных документов, увеличить вовлеченность граждан в лечебно-диагностический процесс, сократить врачебное время на непрофильную деятельность, обеспечить врача всей необходимой информацией о состоянии здоровья пациента, предоставляемых ему медицинских услугах, а также осуществлять дистанционное взаимодействие посредством телемедицинских технологий.