В системе здравоохранения Республики Саха (Якутия) работает более 5,0 тысяч врачей и более 11,2 тысяч специалистов со средним медицинским образованием. С 2012 года осуществляются единовременные компенсационные выплаты по федеральной программе "Земский доктор" медицинским работникам, прибывшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, или переехавшим на работу из другого населенного пункта на срок не менее пяти лет. За период 2012 - 2020 годы по программе "Земский доктор" привлечено на работу в сельские населенные пункты, поселки городского типа и малые города численностью до 50 тыс. населения всего 932 врача, из них в село - 702, поселки городского типа - 176, малые города - 54, в Арктическую зону - 193 врача. По федеральной программе "Земский фельдшер", реализация которой началась с 2018 года, привлечено на работу 74 фельдшера, прибывших на работу в ФАП, ФП и отделения скорой медицинской помощи, из них в Арктическую зону - 19 фельдшеров. В результате средняя укомплектованность врачами повысилась до 77,6 процента, средним медицинским персоналом до 85,2 процента.
Эффективное развитие системы здравоохранения Республики Саха (Якутия) в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и эффективного использования медицинских и фармацевтических кадров как главного ресурса здравоохранения.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских и фармацевтических работников организованы на базе государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дополнительного медицинского и фармацевтического образования, в рамках соответствующего государственного задания на оказание государственных услуг по реализации программ дополнительного профессионального образования. В целях улучшения кадрового обеспечения ежегодно осуществляется работа по целевой подготовке специалистов по направлению для обучения в ординатуре, а также по повышению квалификации и переподготовке медицинских работников.
При этом для обеспечения эффективности реализации проводимых в отрасли реформ, напрямую зависящей от уровня подготовки не только медицинских работников, но и специалистов с высшим немедицинским образованием медицинских организаций, требуется проведение повышения квалификации указанного персонала медицинских организаций государственной системы здравоохранения, в том числе по вопросам совершенствования организации управления здравоохранением в условиях динамичного развития отрасли, а также по вопросам противодействия коррупции.
Для удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи необходимо устранение дефицита кадров, региональных и структурных диспропорций, в том числе между средним медицинским персоналом и врачами, переход на практико-ориентированные образовательные технологии в условиях создания системы непрерывного профессионального образования, направленной на подготовку высококвалифицированных специалистов, мотивированных на постоянное совершенствование собственных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения и сохранения высокого качества профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в здравоохранении, стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания.
Все эти мероприятия обеспечат выполнение регионального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" и позволят устранить кадровый дефицит медицинских работников "первичного звена", а также обеспечить необходимыми специалистами кардиологической, онкологической и педиатрической служб республики.
Планируется увеличить численность врачей к 2024 году до 5,2 тыс. специалистов, медицинских работников со средним медицинским образованием до 11,6 тыс. специалистов.