МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 9 сентября 2021 года N 646


Об утверждении Правил определения индивидуальной потребности граждан пожилого возраста (инвалидов) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу

(с изменениями на 4 мая 2023 года)

(в ред. Приказов Минтруда, занятости и соцзащиты РТ от 14.10.2022 N 928, от 04.05.2023 N 356)



     Зарегистрировано в Минюсте РТ 12 октября 2021 г. N 7979



В целях реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2021 N 198 "О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Татарстан", пункта 2.1 Положения о порядке и условиях реализации проекта по предоставлению услуги "Сиделка" в рамках создания системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в 2021 - 2024 годах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.02.2021 N 77 "О мерах по реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в 2021 - 2024 годах", приказываю:


(в ред. Приказов Минтруда, занятости и соцзащиты РТ от 14.10.2022 N 928, от 04.05.2023 N 356)


1. Утвердить прилагаемые Правила определения индивидуальной потребности граждан пожилого возраста (инвалидов) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу.


(в ред. Приказов Минтруда, занятости и соцзащиты РТ от 14.10.2022 N 928, от 04.05.2023 N 356)


2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 16.03.2020 N 167 "Об утверждении Порядка оценки зависимости от посторонней помощи пожилых граждан".


3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Ю.И.Абдрееву.



И.о. министра
Р.Ф.ВАЛИУЛЛОВ



Утверждены
приказом
Министерства труда,
занятости и социальной защиты
Республики Татарстан
от 9 сентября 2021 г. N 646



ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ГРАЖДАНИНА ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА (ИНВАЛИДА) В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГАХ ПО УХОДУ

(в ред. Приказа Минтруда, занятости и соцзащиты РТ от 04.05.2023 N 356)



I. Общие Положения


1.1. Правила определения индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - Правила) разработаны в целях реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2021 N 198 "О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Татарстан", пункта 2.1 Положения о порядке и условиях реализации проекта по предоставлению услуги "Сиделка" в рамках создания системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в 2021 - 2024 годах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.02.2021 N 77 "О мерах по реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в 2021 - 2024 годах".


1.2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в том же значении, в каком они определены в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2021 N 198 "О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Татарстан".


1.3. Определение индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу состоит из:


1) оценки (беседа, опрос, наблюдение, анализ документов) потребностей и нужд, обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина пожилого возраста (инвалида), потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании и состояния гражданина (далее - оценка);


2) заключения о наличии или об отсутствии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, в целях признания его нуждающимся в социальном обслуживании;


3) заключения о нуждаемости гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и форме социального обслуживания;


4) заключения об уровне нуждаемости гражданина в уходе, рекомендуемом объеме социального пакета долговременного ухода и условиях его предоставления;


5) подбора гражданину социальных услуг по уходу и иных социальных услуг;


6) формирования проектов индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг.


1.4. Определение индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, проводится при обращении в управление (отдел) социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном районе (городском округе) (далее - территориальный орган социальной защиты) гражданина пожилого возраста (инвалида), его законного представителя или иных лиц, действующих в его интересах, поступлении информации о выявлении гражданина, нуждающегося в уходе, от участников системы долговременного ухода (Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, управления (отделы) социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальных районах (городских округах) Республики Татарстан; организации социального обслуживания Республики Татарстан; Министерство здравоохранения Республики Татарстан, медицинские организации всех форм собственности, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, в части оказания первичной медико-санитарной и стационарной медицинской помощи взрослому населению; государственное казенное учреждение "Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан", исполняющий функции регионального координационного центра; федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан", федеральные учреждения медико-социальной экспертизы; Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан; негосударственные организации, являющиеся поставщиками социальных услуг и включенные в реестр поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан; добровольческие (волонтерские) организации и волонтеры, содействующие оказанию социальных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода; граждане, осуществляющие уход; граждане, нуждающиеся в уходе)).


1.5. Определение индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется специалистами государственного казенного учреждения "Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан", исполняющего функции регионального координационного центра (далее - координационный центр) - экспертами по оценке нуждаемости в уходе.



II. Сроки определения индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу


2.1. Территориальный орган социальной защиты при обращении гражданина, нуждающегося в уходе (его законного представителя), либо поступлении сведений о гражданине, нуждающемся в уходе, от участника системы долговременного ухода передает полученные о гражданине, нуждающемся в уходе, сведения в координационный центр для организации посещения специалистами координационного центра - экспертами по оценке нуждаемости в уходе:


в день обращения гражданина, нуждающегося в уходе (его законного представителя);


в день поступления сведений от участника системы долговременного ухода.


2.2. Определение индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется в течение двух рабочих дней со дня поступления информации от территориального органа социальной защиты.


2.3. Пересмотр индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) (далее - получатель социальных услуг) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, пересмотр индивидуальной программы предоставления социальных услуг осуществляются не реже одного раза в год.


2.4. В случае возникновения обстоятельств, которые улучшили либо ухудшили или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в уходе, пересматривается индивидуальная потребность гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с последующим пересмотром индивидуальной программы предоставления социальных услуг.


При изменении состояния здоровья и степени расстройств функций организма гражданина, получающего услуги по долговременному уходу:


в течение одного рабочего дня со дня выявления изменения состояния здоровья и функциональности гражданина, получающего услуги по долговременному уходу, поставщиком социальных услуг, который предоставляет гражданину социальные услуги по долговременному уходу, направляется запрос в координационный центр о проведении экспертами по оценке нуждаемости в уходе пересмотра индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе социальных услугах по уходу;


в течение двух рабочих дней со дня получения запроса поставщика социальных услуг экспертами по оценке нуждаемости в уходе проводится пересмотр индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе социальных услугах по уходу, и осуществляется направление результатов пересмотра индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании в территориальные органы социальной защиты для актуализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг.



III. Требования к специалистам координационного центра - экспертам по оценке нуждаемости в уходе


3.1. Специалисты координационного центра - эксперты по оценке нуждаемости в уходе, которые определяют индивидуальную потребность в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по долговременному уходу (далее - эксперты), должны:


соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе", "Психолог в социальной сфере";


пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления экспертной деятельности по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;


соблюдать принципы и правила корпоративной этики, предусмотренные приложением N 5 к Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Минтруда России от 15 декабря 2022 г. N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе".


3.2. Внешний вид экспертов должен соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность, отсутствие религиозной атрибутики.



IV. Порядок определения индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу


4.1. Определение индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и установление уровня нуждаемости в уходе осуществляется поэтапно.


4.2. На подготовительном этапе обеспечивается сбор сведений о жизнедеятельности гражданина пожилого возраста (инвалида).


Эксперты в рамках подготовительного этапа осуществляют:


получение в рамках межведомственного взаимодействия от участников системы долговременного ухода, обработку и анализ имеющейся информации о социальном и правовом статусе, составе семьи, месте жительства (проживания), доходе, учитываемом для расчета величины среднедушевого дохода в целях предоставления социальных услуг бесплатно, путем направления запросов о гражданине, нуждающемся в уходе, в порядке межведомственного, в том числе информационного, взаимодействия с использованием систем межведомственного электронного взаимодействия;


разработку плана визита к гражданину пожилого возраста (инвалиду) (определение даты, времени, условий и цели визита, состава участников);


согласование с гражданами пожилого возраста (инвалидами), родственниками, осуществляющими за ними уход, даты и времени посещения на дому;


внесение полученной в рамках межведомственного взаимодействия от участников системы долговременного ухода, от гражданина пожилого возраста (инвалида) и (или) его законного представителя или доверенного лица в ходе телефонных переговоров на основании их устного согласия информации в анкету-опросник, форма которой утверждается приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, (далее - анкета-опросник).


4.3. На основном этапе проводится оценка индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу.


Эксперты в рамках основного этапа по месту нахождения гражданина пожилого возраста (инвалида) в квартире (частном доме) осуществляют:


знакомство с гражданином пожилого возраста (инвалидом), его законным представителем или доверенным лицом (эксперт должен представиться, назвав фамилию, имя, отчество, должность, предъявить служебное удостоверение);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»