В предстоящий трехлетний период основным приоритетом при планировании бюджетных ассигнований должно стать ориентирование на достижение национальных целей, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", что обусловливает необходимость продолжения решения фундаментальной задачи в сфере бюджетной политики Республики Мордовия - обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Мордовия как базового принципа ответственной и эффективной бюджетной политики.
Важным фактором при обеспечении сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет) и одним из направлений бюджетной политики Республики Мордовия остается безусловное исполнение действующих расходных обязательств, своевременное исключение из их состава расходных обязательств, утративших правовую обоснованность или имеющих низкую эффективность исполнения, и отказ от принятия решений, приводящих к увеличению расходов республиканского бюджета, не обеспеченных реальными и стабильными доходными источниками. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств должны рассматриваться исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов Республики Мордовия, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии обеспечения соответствующими источниками финансирования.
Необходимо продолжить политику ограничения непервоочередных расходов, то есть отказа от необязательных затрат и уделить особое внимание мониторингу просроченной кредиторской задолженности и проведению мероприятий по недопущению ее возникновения и роста.
В условиях опережающего роста расходов республиканского бюджета по сравнению с бюджетными возможностями и жесткого регулирования показателей долговой нагрузки, а также высокой доли первоочередных и социально значимых расходов республиканского бюджета, наиболее значимым направлением бюджетной политики Республики Мордовия остается повышение эффективности бюджетных расходов.
Расходы республиканского бюджета следует формировать исходя из необходимости приоритетного финансирования мер социальной поддержки граждан, дальнейшего осуществления мероприятий, направленных на рост и долгосрочные структурные изменения экономики Республики Мордовия.
Учитывая, что государственные программы Республики Мордовия, являясь основным инструментом бюджетного планирования, должны обеспечивать достижение стратегических целей развития Республики Мордовия, необходимо совершенствовать подход к их формированию и реализации.
Кроме того, при формировании и исполнении республиканского бюджета необходимо не только полное обеспечение первоочередных и социально значимых расходов, но и поддержание оптимального соотношения текущих расходов и расходов капитального характера. В части капитальных расходов необходимо дальнейшее усиление работы по предварительной оценке ожидаемой эффективности таких расходов, расширение практики использования конкурсных процедур, предваряющих принятие решения о включении в республиканский бюджет соответствующих расходов, а также развитие подходов по осуществлению текущего и последующего финансового контроля эффективности расходования данных средств.
В части повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо сосредоточиться на проведении работы с дебиторской задолженностью, направленной на последовательное и устойчивое снижение ее объемов, обеспечении более равномерного использования бюджетных средств в течение года, в том числе путем перечисления средств в местные бюджеты лишь в необходимом объеме в тот момент времени, когда это требуется для получателей бюджетных средств, и в соответствии с целями их предоставления.
В предстоящий период также необходимо продолжить работу по повышению открытости, прозрачности и публичности процесса управления государственными финансами Республики Мордовия, гарантирующих обществу право на доступ к открытым государственным данным, в том числе в рамках размещения финансовой и иной информации о республиканском бюджете и бюджетном процессе Республики Мордовия на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а также на официальном сайте Министерства финансов Республики Мордовия. Будет продолжено формирование электронной информационной брошюры "Бюджет для граждан" к республиканскому бюджету в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме и размещение информации о государственных учреждениях на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Значимым направлением бюджетной политики будет также продолжение работы по осуществлению государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе и применению мер ответственности за их нарушение, а также по организации осуществления внутреннего финансового аудита в органах государственной власти Республики Мордовия, направленного на соблюдение процедур составления и исполнения республиканского бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями средств республиканского бюджета и подведомственными им получателями бюджетных средств.
В сфере межбюджетных отношений с местными бюджетами одним из основных направлений продолжает оставаться создание условий для сбалансированности местных бюджетов с полным обеспечением расходных полномочий, прежде всего по первоочередным и социально значимым направлениям, доходными источниками, а также по реализации мероприятий по выявлению резервов увеличения доходной базы местных бюджетов.
Планируется реализация следующих задач:
предоставление местным бюджетам нецелевой финансовой поддержки с сохранением действующих подходов к распределению дотации на выравнивание;
формирование дополнительных доходных источников в местные бюджеты;