Действующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" (с изменениями на 23 апреля 2022 года)



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ


В настоящее время в Российской Федерации разработан целый комплекс мероприятий и механизмов реализации основных стратегических документов и развития российской науки в целом, установлены источники, объемы и правила государственных инвестиций в исследования и разработки, инфраструктуру и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности, поддержку трансфера полученных результатов интеллектуальной деятельности в реальный сектор экономики.


В последние годы проблемам совершенствования системы науки уделяется значительное внимание, поскольку данная сфера является одной из важнейших составляющих экономики знания и конкурентоспособности региона. Новый этап научно-технологического прорыва не только усиливает роль знаний и информации, но и диктует необходимость перехода к более гибкой модели развития, в которой ключевыми целями становятся поиск решений социально-экономического развития региона.


Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации с учетом больших вызовов определяют роль науки и технологий как основополагающего элемента решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать большие вызовы и эффективно отвечать на них.


С учетом того, что основной целью государственной научно-технической политики в Республике Саха (Якутия) на период 2012 - 2017 гг. являлось формирование благоприятных условий для развития научной и научно-технической деятельности, направленной на технологическую модернизацию отраслей экономики Республики Саха (Якутия), среди существующих проблемных вопросов по развитию научной сферы выделяются вопросы отсутствия роста или слабого роста основных показателей, характеризующих развитие научной сферы Республики Саха (Якутия), дефицита источников и объемов финансирования научной и научно-технической деятельности, в том числе наличия большой зависимости научного сектора от состояния государственного бюджета Республики Саха (Якутия), отсутствия сформированной системы, обеспечивающей результативность научных изысканий и достижение реального социально-экономического эффекта от получаемых научных и научно-технических результатов.


Отмечается сокращение объемов бюджетного финансирования региональной науки: в 2012 - 2016 гг. объем финансирования держался на уровне 350-500 млн рублей ежегодно, в 2017 - 2019 гг. средний уровень финансирования сократился до 150 млн рублей в год. В итоге доля расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на научно-техническую деятельность как на составную часть государственной социально-экономической политики существенно сократилась до крайне низкого уровня, при котором невозможно комплексное регулирование развития научно-технической сферы.


Внутренние затраты на исследования и разработки в 2018 году составили 2907 млн рублей, в том числе за счет собственных средств организаций - 282 млн рублей, за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 2397,8 млн рублей, за счет средств внебюджетных фондов - 3,7 млн рублей, за счет средств организаций государственного сектора - 28,6 млн рублей, за счет средств иностранных источников - 23,9 млн рублей, за счет средств организаций предпринимательского сектора - 167 млн рублей, за счет средств частных некоммерческих организаций - 4,1 млн рублей. В 2010 году значение показателя составляло 1652 млн рублей, в 2015 году 2500,5 млн рублей, по сравнению с 2017 годом прирост составил 13 процентов. По данному показателю Республика Саха (Якутия), поднявшись с третьей строчки и обогнав Хабаровский край, где наблюдается существенное (более чем в два раза) сокращение затрат, занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе, уступая Приморскому краю.


Наравне с увеличением объема внутренних затрат на научные исследования и разработки наблюдается их существенное снижение в процентах к валовому региональному продукту: в 2010 году - 0,43 процента, в 2015 году - 0,33 процента, в 2017 году - 0,28 процента.


Анализ источников финансирования внутренних затрат на исследования и разработки показывает, что в 2018 году доля средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и организаций государственного сектора в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки составляла 83,46 процента (2426,4 млн рублей). В 2010 году значение данного показателя равнялось 89,32 процента, в 2015 году - 84,19 процента. Динамика снижения данного показателя является недостаточной и не может гарантировать стабильное и самостоятельное функционирование сектора исследований и разработок в долгосрочной перспективе.


Коэффициент изобретательской активности (количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение и полезную модель на 10 тыс. человек населения) в 2019 году составил 0,83 ед. В 2010 году значение данного показателя составляло 0,94 ед., в 2015 году - 1,1 ед., в 2018 году - 1,12 ед. Отмечается существенное снижение значения данного показателя за последние годы. По данному показателю Республика Саха (Якутия) по состоянию на 2019 год занимает пятое место в Дальневосточном федеральном округе (в 2018 году - первое место), по которому среднее значение показателя составило 0,83 ед., а в целом по Российской Федерации среднее значение показателя равняется 2,25 ед.


Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, непрерывно снижается с 2011 года и в 2018 году составила 2122 человека, в том числе 1156 исследователей, 416 техников, 272 человека вспомогательного и 278 человек прочего персонала. По данному показателю Республика Саха (Якутия) занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе, уступая лишь Приморскому краю, а по численности исследователей - третье место, уступая Хабаровскому краю.


Доля лиц, имеющих ученую степень, составляет 60,5 процента (700 чел.), в том числе 165 докторов и 535 кандидатов наук. По данному показателю Республика Саха (Якутия) занимает 4 место в Дальневосточном федеральном округе без учета данных, публикация которых не осуществляется в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных в соответствии с действующим законодательством. Среднее значение показателя по Дальневосточному федеральному округу составляет около 58 процентов.


Доля исследователей, подпадающих в возрастную группу старше 50 лет, составляет порядка 43 процентов. Доля молодых исследователей (в возрасте до 39 лет) составляет 34,77 процента (402 чел.), из них 130 кандидатов наук. В 2010 году значение данного показателя составляло 40 процентов, в 2015 году - 39,3 процента. Данный факт сигнализирует о крайне тревожном состоянии кадровой обеспеченности сектора исследований и разработок, так как для обеспечения работы принципа преемственности научных знаний и функционирования системы самовоспроизводства интеллектуального капитала необходимо удержание доли молодых исследователей в общей численности исследователей на уровне не менее 50 процентов.


В целях преодоления значительного отставания развития науки и технологий, обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период необходима реализация нового этапа государственной научно-технической политики, основанной на необходимости формирования условий для перехода экономики на инновационный путь развития и достижения, поставленных Президентом Российской Федерации национальных целей и стратегических задач.


В соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, основной целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы укрепления и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.