В процессе разработки Стратегии проведен ряд социологических исследований мнения 6000 горожан, которые участвовали в опросах, анкетировании, глубинных интервью, высказали экспертные оценки и мнения.
Главными городскими проблемами респонденты называли:
1. Состояние экологии (выбросы предприятий черной металлургии, строительство Томинского ГОКа, утилизация отходов, городская свалка).
2. Внешний облик города (серый, скучный, уставший, неуютный, застрявший в 1970 - 1990-х годах).
3. Состояние инженерной инфраструктуры неудовлетворительное.
4. Недостаточность разнообразного досуга (в части наполненности культурной жизни, массовых мероприятий высокого уровня).
5. Отсутствие единого информационного пространства (онлайн ресурса для информирования жителей о происходящих активностях в городе).
6. Невысокие реальные доходы населения (доходы населения других городов России растут опережающими темпами).
Согласно данным социологических опросов среди молодежи преобладает настрой на эмиграцию, о желании уехать жить и работать в другую страну или город заявляют более половины молодых людей. Одновременно среди опрошенных наблюдается недостаточный уровень заинтересованности в участии в общественно-политической жизни общества.
Когда горожане размышляют о Челябинске будущего, то они говорят не только об условиях проживания, но и называют образы, которые больше соответствуют наукограду, академгородку, центру компетенций, инжиниринговому центру: научный, умный, технологичный, город изобретателей, нестоличный, незакрытый, нестепенный, нечинный, город, где хорошо учиться, креативный с точки зрения диверсификации экономики и так далее. Одновременно опрошенные видят свой город открытым для новых жителей, но не проезжим центром, не городом-вокзалом или логистическим центром.
Характеризуя город будущего с точки зрения экономической роли и специализации, горожане отмечают, что Челябинск - город изобретателей, ученых, экополис или город зеленых технологий, город инноваций и экспериментов, полигон новых технологий, центр профессиональных компетенций, креативный город новых экономик. Также горожане заявляют, что Челябинск останется городом промышленной специализации и они готовы к этому.
При этом главными чертами характера, городской идентичностью опрошенные считают: трудолюбие горожан, провинциальность, нестоличность, многонациональность, студенческий город, спортивность, индустриальность, транзитность, высокий потенциал, в основном заложенный предыдущими поколениями.
Данные проведенных с жителями города исследований показали, что в Челябинске значительно обострен фактор времени - горожане готовы все меньше времени давать на старт реальных, заметных и позитивных перемен. Для города это стрессовое состояние, один из вызовов, поскольку территории не способны меняться очень быстро, требуется время для существенных изменений.
Интересным, нетипичным для других городов результатом исследования стало выявление готовности и желания жителей к выполнению "федерального задания", то есть значимой, большой задачи, подвига, соизмеримого с задачами общероссийского и мирового уровня.