Итоги инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления за 2017 - 2019 годы
(млн. рублей)
N п/п | Показатель | 2017 год | 2018 год | 2019 год |
1 | Фактические расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики | 78317,0 | 83726,4 | 96047,2 |
2 | Фактические расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики (с учетом капитальных вложений без делегированных полномочий и целевых федеральных средств) | 70334,2 | 74998,7 | 82623,7 |
3 | Расчетный объем расходных обязательств Удмуртской Республики и муниципальных образований (с учетом капвложений) | 72720,7 | 75197,0 | 82961,5 |
4 | Отклонение фактических расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики от расчетного объема расходных обязательств Удмуртской Республики и муниципальных образований | -2386,5 | -198,3 | -337,8 |
5 | Отношение расчетного объема расходных обязательств к фактическим расходам консолидированного бюджета Удмуртской Республики | 103,4 | 100,3 | 100,4 |
Вместе с тем, проблема сбалансированности бюджета, имеющая для республики системный характер, сохраняется и еще более обострилась в условиях "пандемического" кризиса 2020 года.
В целях разработки рекомендаций по обеспечению формирования и исполнения сбалансированного бюджета Удмуртской Республики Министерством финансов Российской Федерации совместно с членами постоянно действующей Рабочей группы Министерства финансов Российской Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации проведен анализ финансового состояния бюджета Удмуртской Республики. Даны рекомендации в части мобилизации доходных источников и оптимизации (повышения эффективности) расходов бюджета Удмуртской Республики, которые учтены при актуализации настоящей Программы.
В целом бюджетная политика, реализуемая Правительством Удмуртской Республики в 2021 году и в последующие годы, будет направлена на восстановление "докризисного" уровня доходной базы регионального бюджета, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов и снижение уровня государственного долга посредством:
взаимодействия с крупными предприятиями по увеличению налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики, вовлечения в налоговый оборот коммерческих объектов, реализации мероприятий по увеличению доходов местных бюджетов;
формирования сбалансированной системы нормативных правовых актов Удмуртской Республики в сфере оказания мер государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, включая предоставление грантов, субсидий, налоговых льгот и иных преференций бизнесу, а также проведение оценки эффективности оказываемых мер поддержки. В долгосрочной перспективе доходы бизнеса, полученные в виде налоговых поступлений в бюджет республики, кратно превысят расходы, связанные с оказанием государственной поддержки на ранних стадиях реализации инвестиционных проектов;
выявления и сокращения "неэффективных" расходов бюджета за счет внедрения методов бережливого управления, проведения аудита расходов бюджета Удмуртской Республики и высвобождения неэффективно используемых ресурсов для перенаправления на решение приоритетных задач;
формирования оптимальной структуры органов государственной власти Удмуртской Республики и администраций муниципальных образований в Удмуртской Республике, республиканских и муниципальных учреждений. При проведении оптимизационных мероприятий бюджетной сети планируется принятие "точечных" решений при сохранении качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг;
повышения эффективности инвестиционных расходов за счет проведения мероприятий по дальнейшему сокращению объемов и количества объектов незавершенного строительства;
в рамках совершенствования системы закупок проведение мероприятий, направленных на увеличение доли совместных закупок в общем объеме закупок, развитие функционала государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики" в части автоматизации сравнения цен при осуществлении закупок и формирования начальной (максимальной) цены контракта, наполнение Регионального каталога товаров, работ, услуг Удмуртской Республики.
В результате в среднесрочной перспективе будет сформирована оптимальная с точки зрения финансовой и социально-экономической целесообразности структура бюджетных расходов с учетом актуальных социальных, рыночных, технологических и иных факторов, позволяющая при увеличении доходной базы бюджета и перенаправлении финансовых потоков с "неэффективных" направлений расходов внутри бюджета обеспечить поэтапное снижение уровня долговой нагрузки.