Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кабардино-Балкарской республики до 2040 года (с изменениями на 27 марта 2023 года)



2.4. Основные направления развития научно-инновационной сферы


Инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности Кабардино-Балкарской Республики представляет собой совокупность вузов, научных учреждений, предприятий и организаций различных форм собственности и отраслевой направленности, министерств и ведомств, имеющих в своем составе научно-технические советы и структурные подразделения.


Республика специализируется на фундаментальных и прикладных научных исследованиях по широкому спектру направлений в области математики, физики, геофизики, химии, биологии, нанотехнологий, экологии, сельскохозяйственных наук, гуманитарных наук, в курортно-оздоровительной сфере и др.


В настоящее время научные учреждения и вузы ведут разработку прикладных инновационных проектов, имеющих рыночную перспективу.


Введен в эксплуатацию инновационный научно-образовательный центр Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова "Высокие технологии в машиностроении". В вузах и научных учреждениях республики образованы 18 малых инновационных предприятий (из них 14 - в КБГУ).


Вместе с тем недостаточные масштабы внедрения научных разработок связаны с нехваткой собственных средств у предприятий и недостаточным спросом экономики на технологические инновации.


Инновационная активность организаций в республике находится на крайне низком уровне, поскольку в условиях финансового кризиса и спада производства организации меньше уделяют внимания внедрению на рынке инновационных продуктов.


Высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости инноваций не делают их привлекательными для предпринимателей.


Большинство проблем, связанных с внедрением инноваций, носят общегосударственный характер и обусловлены следующими факторами:


отсутствие софинансирования со стороны государства;


незначительный набор льгот для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;


отсутствие необходимой законодательной базы на федеральном уровне, определяющей правовые основы инновационной деятельности;


недостаточное задействование рыночных механизмов, способствующих практическому применению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).


Решение указанных проблем будет способствовать инновационному сценарию развития экономики, повышению эффективности и конкурентоспособности экономики на основе эффективного использования научного, научно-технического, инновационного потенциала и превращению его в один из основных факторов экономического роста.


В данном направлении приоритетными являются следующие задачи: