Действующий

Об утверждении государственной программы Магаданской области "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности в Магаданской области" (с изменениями на 5 марта 2024 года)


1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы


В результате антропогенного воздействия на окружающую среду, глобальных изменений климата на планете, ухудшения экологической обстановки и недостаточных темпов внедрения безопасных технологий возрастают масштабы последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера.


Возможные военные угрозы, последствия применения современных средств поражения по объектам экономики, а также риски возникновения и последствия ЧС природного, техногенного характера и пожаров показывают, что они могут представлять существенную угрозу населению, обществу и государству, его обороноспособности и национальной безопасности, могут приносить огромный материальный ущерб (прямой и косвенный), имеют долговременные экологические и социальные последствия.


Сегодня серьезную демографическую проблему создает уровень гибели людей в различных деструктивных событиях (ЧС, пожарах, происшествиях на водных объектах и т.д.). Количество пострадавших в них людей ежегодно исчисляется десятками тысяч человек.


Особенно актуален вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Магаданской области от угроз природного и техногенного характера, а также пожаров.


В 2021 году на территории Магаданской области произошло 877 пожаров, при этом их количество увеличилось на 1,5% по сравнению с предыдущим годом, что говорит о необходимости принятия дополнительных мер по совершенствованию пожарной безопасности, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. N 2 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года".


В 2021 году количество населения, погибшего, травмированного и пострадавшего вследствие деструктивных событий (пожары, водные объекты), составило 44 человека, что составляет 65,7% от показателей 2013 года (67 человек).


При деструктивных событиях спасено 82 человека (2013 год - 64). По сравнению с 2013 годом увеличение количества населения, спасенного при возникновении деструктивных событий, составило 28,1%.


В системе жизнеобеспечения населения ЧС обусловлены проблемой возрастающего уровня износа инженерных сетей и теплоэнергетического оборудования, разрывом тепловых трасс и водопроводов, выходом из строя котельного оборудования, низкой надежностью очистных сооружений питьевого водоснабжения и очистных сооружений сточных вод, нарушением режимов подготовки к зиме трубопроводов теплоснабжения и горячего водоснабжения. ЧС, инициируемые авариями на системах жизнеобеспечения и на тепловых сетях, вызывают социальную напряженность в нашем обществе.


Проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от населения вызовы приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей системы реагирования потребностям общества и государства, недостаточной эффективностью ее функционирования, недостаточным уровнем готовности персонала к работе при взаимодействии нескольких экстренных оперативных служб, низкой информированностью населения о порядке действий при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.


В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", обеспечение государственной и общественной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности осуществляется путем повышения эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, комплексного развития подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований в соответствии с решаемыми ими задачами, повышение уровня их технической оснащенности, повышения технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Постановлением Правительства Магаданской области от 5 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года" утверждена Стратегия социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, одним из направлений которой является повышение эффективности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


С 2014 года в Магаданской области решение комплексной безопасности осуществляется программно-целевым методом в рамках реализации государственной программы "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности в Магаданской области", ориентированной на минимизацию социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде Магаданской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров.


Реализация государственной программы Магаданской области "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности в Магаданской области" позволит обеспечить поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению резерва материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и в целях гражданской обороны, технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения, систем безопасности населения Магаданской области, сократить время оперативного реагирования экстренных служб, среднее время прибытия пожарных подразделений на 2-3 минуты, а время локализации и ликвидации по отдельным пожарам - на 3-5 минут.


Настоящая государственная программа реализуется в два этапа: