Недействующий

Об утверждении государственной программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" (с изменениями на 11 апреля 2023 года)



Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ФОРМУЛИРОВКИ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ


Государственная программа "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" (далее - Программа) разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. N 1989-р "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года", государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318, государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328, Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 165-р, Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", постановлением правительства Республики Мордовия от 19 декабря 2017 г. N 665 "Об утверждении Порядка отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Республики Мордовия", постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. N 363 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы", с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия" и во исполнение распоряжения Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 г. N 380-Р "Об утверждении перечня государственных программ Республики Мордовия", в соответствии с задачами, определенными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и посланиях Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, позволяющими обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.


Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности. Реализация Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Республики Мордовия в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, развития лесоперерабатывающего комплекса при безусловном сохранении глобальной экологической значимости лесов.


Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлось стратегически важными задачами.


В настоящее время в лесном комплексе существуют следующие проблемы, сдерживающие развитие лесного комплекса в Республике Мордовия:


- низкое освоение расчетной лесосеки.


На территории Республики Мордовия осваивается не более 40% объема древесины от потенциально допустимого объема ее использования. Ежегодное накопление неиспользуемой низкотоварной древесины мягколиственных пород составляет более 600 тыс. м3.


Крайне недостаточный уход за лесами не позволяет использовать плодородие лесных почв и обеспечить максимальный прирост древесины, что, в свою очередь, ограничивает возможности увеличения объемов заготовки на уже вовлеченных в эксплуатацию лесах;


- недостаточная эффективность лесовосстановления, охраны и защиты лесов.


Рост объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного), наметившийся в последние годы, необходимо не только сохранить, но и увеличить, обратив особое внимание на его качество. Недопустимо низкой (10 - 19%) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с улучшенными наследственными свойствами. В странах Европы этот показатель составляет в среднем 20% по основным лесообразующим породам. Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян лесных растений, в республике составляет около трети общей площади их создания, что недопустимо мало. Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом усугубляется состоянием технологической инфраструктуры, техники и оборудования, разработанных (за редким исключением) в 60 - 70-х годах ХХ века. Их использование не может обеспечить эффективное воспроизводство лесов. Необходимо обеспечить выращивание посадочного материала с закрытой системой не менее 20% от потребности в сеянцах.


В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. В последние три года отмечается увеличение площади лесов, поврежденных различными неблагоприятными факторами, так, если в 2018 году таких лесов было 743 га, то в 2020 - уже 1864 га, в том числе за счет лесных пожаров - 1597 га, от погодных условий - 14,7 га, ущерб от которых значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов:


- низкое покрытие лесов транспортной инфраструктурой.


В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Республике Мордовия составляет 0,03 км на 1 тыс. га лесных земель, тогда как в странах Западной Европы 10 - 45 километров. Согласно проведенным расчетам для улучшения доступности лесного фонда в целях использования лесных ресурсов и повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов потребуется создание около 70 километров лесных дорог (в том числе с применением механизма государственно-частного партнерства);


- низкий уровень использования заготовленной древесины.


Из заготавливаемого в последние годы около 500 тыс. м3 круглого леса вывозится на дальнейшую обработку только около 4/5, т.е. 100 тыс. м3 остается невостребованной в виде мелкоразмерных и низкокачественных сортиментов, которые могли бы быть использованы для химической и механической переработки. Более половины товарного круглого леса, заготовленного в Республике, идет на изготовление пиломатериалов и фанеры. Эти два материала в большей степени востребованы, как на внутреннем, так и на мировом рынке. При изготовлении пиломатериалов в среднем до 50% объема круглых лесоматериалов уходит в отходы, а в фанерном производстве отходы превышают половину объема лесоматериалов и достигают 65 - 70%. Таким образом, около 80% отходов древесины при ее механической обработке в химически неизменном виде - это отходы, образующиеся в производстве пиломатериалов и фанеры;