В настоящее время в Республике Саха (Якутия) осуществляются межмуниципальные маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Автобусным сообщением охвачено 20 муниципальных районов Республики Саха (Якутия), из них межмуниципальными маршрутами регулярных перевозок 10 населенных пунктов.
По состоянию на 1 января 2021 года на территории Республики Саха (Якутия) перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом организована по 4 межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом в Республике Саха (Якутия) осуществляют 3 перевозчика: общество с ограниченной ответственностью "Айан-Транс", общество с ограниченной ответственностью "Лена-Транс" и муниципальное учреждение "Пассажирское автотранспортное предприятие" Хангаласского улуса.
Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам размещается на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Основными причинами небольшого количества межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом являются:
несоответствие технического состояния автомобильных дорог, мостов по маршруту регулярных перевозок требованиям безопасности дорожного движения и безопасности пассажирских перевозок (в настоящее время доля федеральных автомобильных дорог в Республике Саха (Якутия), не отвечающих нормативным требованиям, составляет 36 процентов, региональных дорог - 71 процент и местных дорог - 78,3 процента);
отсутствие обустроенных остановочных пунктов, освещения в местах автобусных остановок, разворотных площадок и площадок отстоя транспорта по пути следования маршрута.
В целях решения указанных проблем ежегодно межведомственной комиссией по обследованию межмуниципальных маршрутов обследуются маршруты по автомобильным дорогам общего пользования регионального и федерального значения. После устранения выявленных нарушений Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) устанавливаются межмуниципальные маршруты, после чего проводятся открытые конкурсы на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом или заключается государственный контракт по результатам проведения открытого электронного аукциона.
При проведении открытого конкурса возникают следующие проблемы:
несоответствие индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к перевозчикам (в частности автопарк, персонал, лицензии и т.д.);
отсутствие перевозчиков, соответствующих требованиям и имеющих достаточное количество автобусов для обеспечения маршрута;
отсутствие финансирования из государственного бюджета;
конкуренцию перевозкам по регулярным маршрутам составляют заказные перевозки и такси, в том числе лица, не имеющие лицензию и разрешение на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом. В связи с наличием на рынке конкуренции ценообразование и спрос определяются перевозчиками такси, которые за небольшие деньги осуществляют комфортные перевозки для пассажиров по принципу "от дома к дому". Но, между тем, стоит отметить, что перевозки в большинстве случаев не обеспечивают безопасность пассажиров, отсутствуют страховка и иные документы.