В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2018 г. 2041-З N 1641-IV "О полномочиях органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Республике Саха (Якутия)", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2018 г. N 262 "Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Республики Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемый документ планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Республики Саха (Якутия).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2006 г. N 148 "Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов внутриреспубликанского междугородного и межмуниципального (междугородного и пригородного) сообщения на территории Республики Саха (Якутия)".
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Садовникова Д.Д.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО
ДОКУМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫМ МАРШРУТАМ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1.1. Настоящий документ планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Республики Саха (Якутия) (далее - документ планирования) разработан на основании и в целях реализации положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), законов Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2018 г. 2041-З N 1641-IV "О полномочиях органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Республике Саха (Якутия)", от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года", постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2018 г. N 262 "Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Республики Саха (Якутия)", распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2020 г. N 97-РГ "О внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Саха (Якутия)" и устанавливает перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Республики Саха (Якутия).
1.2. Документ планирования утверждается на период с 1 сентября 2021 года до 30 сентября 2026 года (далее - период действия документа планирования).
1.3. Целями развития регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом общего пользования в Республике Саха (Якутия) в 2021 - 2026 годы являются:
обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения;
организация транспортного обслуживания населения Республики Саха (Якутия);
определение направлений развития регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Республики Саха (Якутия);
содействие развитию конкуренции в Республике Саха (Якутия) в сфере услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
1.4. Установление межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) в установленном порядке.
1.5. Установление межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется на основе изучения потребностей населения в пассажирских перевозках по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Саха (Якутия) с учетом реализации комплексных и государственных программ и планов развития пассажирского транспорта Республики Саха (Якутия), анализа сложившейся маршрутной сети и предполагаемых (прогнозируемых) пассажиропотоков.
1.6. Свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются перевозчикам по результатам проведенных открытых конкурсов на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
1.7. Изменение, отмена межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Саха (Якутия) допускаются в течение всего периода действия документа планирования при наличии соответствующего решения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
1.8. Изменение вида регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) в установленном порядке.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) осуществляются межмуниципальные маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Автобусным сообщением охвачено 20 муниципальных районов Республики Саха (Якутия), из них межмуниципальными маршрутами регулярных перевозок 10 населенных пунктов.
По состоянию на 1 января 2021 года на территории Республики Саха (Якутия) перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом организована по 4 межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом в Республике Саха (Якутия) осуществляют 3 перевозчика: общество с ограниченной ответственностью "Айан-Транс", общество с ограниченной ответственностью "Лена-Транс" и муниципальное учреждение "Пассажирское автотранспортное предприятие" Хангаласского улуса.
Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам размещается на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Основными причинами небольшого количества межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом являются:
несоответствие технического состояния автомобильных дорог, мостов по маршруту регулярных перевозок требованиям безопасности дорожного движения и безопасности пассажирских перевозок (в настоящее время доля федеральных автомобильных дорог в Республике Саха (Якутия), не отвечающих нормативным требованиям, составляет 36 процентов, региональных дорог - 71 процент и местных дорог - 78,3 процента);
отсутствие обустроенных остановочных пунктов, освещения в местах автобусных остановок, разворотных площадок и площадок отстоя транспорта по пути следования маршрута.
В целях решения указанных проблем ежегодно межведомственной комиссией по обследованию межмуниципальных маршрутов обследуются маршруты по автомобильным дорогам общего пользования регионального и федерального значения. После устранения выявленных нарушений Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) устанавливаются межмуниципальные маршруты, после чего проводятся открытые конкурсы на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом или заключается государственный контракт по результатам проведения открытого электронного аукциона.
При проведении открытого конкурса возникают следующие проблемы:
несоответствие индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к перевозчикам (в частности автопарк, персонал, лицензии и т.д.);
отсутствие перевозчиков, соответствующих требованиям и имеющих достаточное количество автобусов для обеспечения маршрута;
отсутствие финансирования из государственного бюджета;
конкуренцию перевозкам по регулярным маршрутам составляют заказные перевозки и такси, в том числе лица, не имеющие лицензию и разрешение на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом. В связи с наличием на рынке конкуренции ценообразование и спрос определяются перевозчиками такси, которые за небольшие деньги осуществляют комфортные перевозки для пассажиров по принципу "от дома к дому". Но, между тем, стоит отметить, что перевозки в большинстве случаев не обеспечивают безопасность пассажиров, отсутствуют страховка и иные документы.
Указанные проблемы возможно решить путем предоставления субсидий из государственного бюджета подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия) в целях возмещения части затрат на выполнение работ подрядчиком.
3.1. Основные приоритеты развития регулярных пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах Республики Саха (Якутия) связаны с достижением задач долгосрочной региональной политики и предусматривают:
переход к межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам, обеспечивающий равные гарантии качества и доступности общественного транспорта для всех групп населения;
внедрение на пассажирском транспорте общего пользования системы электронной оплаты проезда пассажиров;
повышение качества транспортного обслуживания населения и значений экологических показателей на транспорте;
поэтапное обновление парка автобусов с переходом на использование подвижного состава, доступного для всех групп населения;
формирование оптимальной сети межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, соответствующей потребностям населения, с учетом социальных, экономических и иных факторов;
обеспечение населения качественным транспортным обслуживанием.
3.2. Главным показателем, характеризующим состояние системы пассажирских перевозок, является уровень качества транспортного обслуживания населения.
Показатель | Значение |
Качество транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении | до 30% - неудовлетворительное |
от 30% до 50% - минимальное | |
от 50% до 80% - среднее | |
от 80% - высокое |
С учетом реализации мероприятий документа планирования и достижения перспективных значений параметров развития регулярных перевозок уровень качества транспортного обслуживания населения составит 89 процентов.
3.3. Показатели развития межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Саха (Якутия):
Показатель | ||||||
2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | |
Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, процентов | 95% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Доля остановочных пунктов, имеющих территориальную доступность | 50% | 60% | 60% | 65% | 75% | 80% |
Доля остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций, имеющих доступность для маломобильных групп населения | 10% | 10% | 15% | 15% | 20% | 30% |
Доля рейсов регулярных перевозок, осуществленных с опозданием свыше двух минут | 80% | 80% | 75% | 65% | 55% | 50% |
Доля транспортных средств, оснащенных средствами информирования пассажиров | 10% | 10% | 15% | 20% | 25% | 30% |
Доля транспортных средств, оснащенных системой безналичной оплаты проезда | 10% | 10% | 15% | 20% | 25% | 30% |
Доля транспортных средств, отнесенных к экологическому классу ЕВРО-4 и выше | 50% | 50% | 55% | 55% | 60% | 65% |