(с изменениями на 23 октября 2023 года)
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 24.01.2022 N 24-п, от 13.02.2023 N 78-п, от 14.08.2023 N 551-п, от 23.10.2023 N 708-п)
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Волгоградской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 24.01.2022 N 24-п, от 13.02.2023 N 78-п, от 14.08.2023 N 551-п, от 23.10.2023 N 708-п)
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Волгоградской области (далее именуется - региональный государственный надзор), который осуществляется в отношении участков недр местного значения.
1.2. Предметом регионального государственного надзора в отношении участков недр местного значения на территории Волгоградской области является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр местного значения, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее именуется - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Волгоградской области, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее именуются - обязательные требования).
1.3. Региональный государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами (далее именуются - контролируемые лица) обязательных требований, за исключением требований, являющихся предметом государственного горного надзора в соответствии со статьей 38 Закона "О недрах", в том числе по следующим вопросам:
наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах";
соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона "О недрах", обеспечение ее сохранности;
соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;
достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации, его территориальные фонды и фонд геологической информации Волгоградской области;
своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами;
предотвращение самовольного пользования недрами;
достоверность данных о разведанных, об извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, о содержащихся в них полезных компонентах, об отходах недропользования, в том числе о вскрышных и вмещающих горных породах, о содержащихся в них полезных ископаемых и полезных компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 13.02.2023 N 78-п)
приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, объектов хранения отходов недропользования и объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород;
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 13.02.2023 N 78-п)
осуществление мониторинга состояния недр на участке недр, предоставленном в пользование;
(абзац введен постановлением Администрации Волгоградской области от 14.08.2023 N 551-п)
выполнение мероприятий по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания в соответствии с частью четвертой статьи 8 Закона "О недрах".
(абзац введен постановлением Администрации Волгоградской области от 14.08.2023 N 551-п)
1.4. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках регионального государственного надзора, относятся:
проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах";
проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах";
документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";
план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";
разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах";
решение о согласовании нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
1.5. Региональный государственный надзор осуществляется комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее именуется - комитет).
1.6. Должностными лицами комитета, уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются председатель комитета, заместитель председателя комитета.
Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, являются государственные инспекторы в области охраны окружающей среды (далее именуются - инспекторы).
Перечень должностных лиц комитета, уполномоченных на осуществление регионального государственного надзора, указан в приложении 1 к настоящему Положению.
1.7. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон N 248-ФЗ).
1.8. Объектами регионального государственного надзора является деятельность контролируемых лиц в области использования и охраны недр, а также предоставленные в пользование участки недр местного значения и неиспользуемые части недр местного значения (далее именуются - объекты надзора).
Учет объектов надзора ведет комитет.
1.9. Информирование контролируемых лиц о совершаемых действиях и принимаемых решениях осуществляется комитетом посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также посредством средств связи.
2.1. Региональный государственный надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты, при этом комитетом на постоянной основе проводится мониторинг (сбор, обработка, анализ и учет) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.2. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного надзора объекты надзора могут быть отнесены к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее именуются - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Критерии отнесения объектов надзора к категориям риска в рамках осуществления регионального государственного надзора установлены в приложении 2 к настоящему Положению.
2.4. Комитет в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска принимает решение об изменении категории риска объекта надзора.