Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие туризма в городе Ярославле" на 2022 - 2024 годы (с изменениями на 14 февраля 2023 года)



2. Характеристика текущего состояния, основные проблемы развития туристско-рекреационной сферы, анализ причин возникновения проблем и основные возможные риски реализации муниципальной программы


В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма.


Основными целями стимулирования развития туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях являются создание условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан Российской Федерации. Таким образом, туризм должен решать как экономические, так и социальные задачи, а муниципальные органы должны создавать условия для сохранения баланса в реализации этих задач.


Ярославль является важнейшим туристским центром Ярославской области, привлекающим ежегодно более 1 миллиона туристов и экскурсантов. По этому показателю Ярославль занимает первое место в Ярославской области и второе - на национальном туристском маршруте "Золотое кольцо" после Суздаля. По уровню популярности Ярославль занимает второе место в ЦФО и является одним из наиболее известных туристских центров в Российской Федерации.


По состоянию на 01.01.2020 в Ярославле действовало 73 КСР с общим объемом номерного фонда 2753 (5529 койко-мест), 39 туроператорских фирм, 128 турагентств, более 300 экскурсоводов. В городе насчитывается 785 объектов культурного наследия (7 памятников археологии, 43 - истории, 13 - искусства, 722 - архитектуры), 20 ведомственных музеев и объектов туристического показа, 17 частных музеев, более 70 музеев образовательных учреждений города, а также театры, конференц-залы.


Ярославль является крупным транспортным узлом, включающим 2 железнодорожных вокзала, автовокзал, речной вокзал с пристанями для круизных судов. Через Ярославль проходит федеральная автотрасса М-8 (250 км до Москвы, 200 км до Вологды) с ответвлением до Костромы (70 км). В 20 км от Ярославля находится развивающийся аэропорт Туношна, связывающий Ярославль регулярными рейсами с Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью, Севастополем, курортами Черноморского побережья. Таким образом, и имидж города, и уровень развития инфраструктуры, имеющийся объем оказываемых туристских услуг позволяет считать Ярославль туристским центром всероссийского уровня.


По итогам 2020 года доля занятых в сфере туризма (работники гостиниц, турфирм, общественного питания) от количества занятых в сфере услуг составила 11,7%.


В рамках реализации муниципальной программы "Развитие туризма в городе Ярославле" на 2016 - 2021 годы, утвержденной постановлением мэрии города Ярославля от 25.09.2015 N 1837, в целях предоставления услуг в сфере развития туризма в городе Ярославле и международного сотрудничества города Ярославля с иностранными государствами по вопросам развития туризма создана АНО "Центр развития туризма и международного сотрудничества" города Ярославля.


Ярославль стал столицей Золотого кольца России. В городе размещается штаб-квартира Союза по развитию и взаимодействию городов Золотого кольца.


В целях развития туризма и эффективного взаимодействия с организациями туристской индустрии при мэрии города Ярославля создан и осуществляет деятельность Экспертный Совет по туризму города Ярославля, который является экспертным, информационным и консультационным органом по проблемам развития и поддержки туризма на территории города.


В 2019 году мэрией города Ярославля совместно с Экспертным Советом по туризму города Ярославля утверждена Стратегия развития туризма города Ярославля на период до 2030 года, в которой определены основные направления развития туризма в городе Ярославле на десятилетний период.


Следует выделить ряд проблем, сдерживающих развитие внутреннего и въездного туризма в настоящее время. Среди них, в первую очередь, необходимо отметить возможность возникновения новых вспышек опасных заболеваний и распространения их в мире, недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры, отсутствие благоприятных условий для инвестиций, невысокое качество обслуживания туристов.


Определяя дальнейшее развитие туризма, необходимо учитывать основные тенденции, которые наблюдаются в отрасли в настоящее время. Особое место в туризме занимает технологизация. Современные путешественники все чаще пользуются удобными мобильными приложениями, позволяющими сократить время на поиск нужной информации. В этой связи еще больше усилится роль метапоисковиков и социальных сетей, которые будут влиять на принятие решения о покупке конечным клиентом. В туристском секторе все больше будет использоваться Big Data при планировании структуры туристского продукта и анализе факторов, влияющих на динамику продаж.


В последние годы, в том числе в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19, наблюдается рост числа индивидуальных туристов. Туристы ориентированы на индивидуальный туристический продукт. Эта тенденция стимулируется активным развитием сервиса онлайн-бронирования различных услуг и создания порталов бронирования комплекса из нескольких услуг для поездок. Необходимо учитывать запросы современных путешественников, которые ожидают предложений с учетом их индивидуальных предпочтений и предыдущего опыта.


Еще одна существенная тенденция наблюдается в сфере делового туризма. Следует отметить тот факт, что многие бизнес-туристы стремятся совместить деловую поездку с отдыхом. Они хотят проводить свое свободное время интересно и с пользой для саморазвития. Это касается не только тех, кто путешествует по работе, но и туристов, которые едут учиться чему-то новому. По мнению специалистов, этот тренд в туризме будет расти.