____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Мэрии г. Ярославля от 18.04.2023 N 413.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 14 февраля 2023 года)
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 04.07.2022 N 615, от 02.09.2022 N 786, от 14.02.2023 N 149)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением мэрии города Ярославля от 12.09.2013 N 2107 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Ярославля"
МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие туризма в городе Ярославле" на 2022 - 2024 годы (приложение).
2. Финансирование мероприятий муниципальной программы "Развитие туризма в городе Ярославле" на 2022 - 2024 годы осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на данные цели.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города Ярославля по вопросам социально-экономического развития города.
4. Постановление вступает в силу с 01.01.2022.
Мэр
города Ярославля
В.М.ВОЛКОВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ГОРОДЕ ЯРОСЛАВЛЕ" НА 2022 - 2024 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 04.07.2022 N 615, от 02.09.2022 N 786, от 14.02.2023 N 149)
Ответственный исполнитель муниципальной программы | Управление потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии города Ярославля | ||||
Соисполнители муниципальной программы | Субъекты туристической индустрии города Ярославля; АНО "Центр развития туризма и международного сотрудничества" города Ярославля; НКО "Союз по развитию и взаимодействию городов Золотого кольца" | ||||
Цель муниципальной программы | Создание условий для развития туризма в городе Ярославле | ||||
Задача Стратегии социально-экономического развития города Ярославля, которой соответствует цель муниципальной программы | Задача 3 "Увеличение туристского потока и повышение занятости в сфере туризма" направления 2.3.2 "Экономическое развитие" подраздела 2.3 "Задачи и ключевые механизмы их реализации" раздела 2 "Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития города Ярославля" Стратегии социально-экономического развития города Ярославля на период 2021 - 2030 годов" | ||||
Задачи муниципальной программы | 1. Создание благоприятных условий для развития комфортной городской среды для туристов. 2. Продвижение туристско-рекреационных возможностей города | ||||
Основные целевые индикаторы (показатели) муниципальной программы | 1. Количество туристов и экскурсантов, принимаемых на территории города. 2. Доля занятых в сфере туризма (работники гостиниц, турфирм, общественного питания) от количества занятых в сфере услуг. 3. Количество созданных туристских маршрутов. 4. Количество конкурентоспособных туристических продуктов, созданных АНО "Центр развития туризма и международного сотрудничества" города Ярославля. 5. Количество мероприятий, направленных на продвижение туристско-рекреационных возможностей города. 6. Количество событийных и деловых мероприятий на территории города Ярославля. 7. Количество заседаний Экспертного Совета по туризму города Ярославля | ||||
Этапы и сроки реализации муниципальной программы | 2022 - 2024 годы | ||||
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы | тыс. руб. | ||||
Источники финансирования | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | Итого | |
Городской бюджет | 2846,32 | 814,80 | 875,90 | 4537,02 | |
Всего | 2846,32 | 814,80 | 875,90 | 4537,02 | |
(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 14.02.2023 N 149) | |||||
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы | - увеличение въездного туристского потока; - увеличение доли занятых в сфере туризма (работники гостиниц, турфирм, общественного питания) от количества занятых в сфере услуг; - улучшение качества обслуживания жителей и гостей города; - позиционирование города Ярославля как туристического центра высокого уровня культуры и исторического наследия, центра национального туристского маршрута "Золотое кольцо России"; - укрепление положительного имиджа города на российском и международном уровнях |
В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма.
Основными целями стимулирования развития туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях являются создание условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан Российской Федерации. Таким образом, туризм должен решать как экономические, так и социальные задачи, а муниципальные органы должны создавать условия для сохранения баланса в реализации этих задач.
Ярославль является важнейшим туристским центром Ярославской области, привлекающим ежегодно более 1 миллиона туристов и экскурсантов. По этому показателю Ярославль занимает первое место в Ярославской области и второе - на национальном туристском маршруте "Золотое кольцо" после Суздаля. По уровню популярности Ярославль занимает второе место в ЦФО и является одним из наиболее известных туристских центров в Российской Федерации.
По состоянию на 01.01.2020 в Ярославле действовало 73 КСР с общим объемом номерного фонда 2753 (5529 койко-мест), 39 туроператорских фирм, 128 турагентств, более 300 экскурсоводов. В городе насчитывается 785 объектов культурного наследия (7 памятников археологии, 43 - истории, 13 - искусства, 722 - архитектуры), 20 ведомственных музеев и объектов туристического показа, 17 частных музеев, более 70 музеев образовательных учреждений города, а также театры, конференц-залы.
Ярославль является крупным транспортным узлом, включающим 2 железнодорожных вокзала, автовокзал, речной вокзал с пристанями для круизных судов. Через Ярославль проходит федеральная автотрасса М-8 (250 км до Москвы, 200 км до Вологды) с ответвлением до Костромы (70 км). В 20 км от Ярославля находится развивающийся аэропорт Туношна, связывающий Ярославль регулярными рейсами с Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью, Севастополем, курортами Черноморского побережья. Таким образом, и имидж города, и уровень развития инфраструктуры, имеющийся объем оказываемых туристских услуг позволяет считать Ярославль туристским центром всероссийского уровня.
По итогам 2020 года доля занятых в сфере туризма (работники гостиниц, турфирм, общественного питания) от количества занятых в сфере услуг составила 11,7%.
В рамках реализации муниципальной программы "Развитие туризма в городе Ярославле" на 2016 - 2021 годы, утвержденной постановлением мэрии города Ярославля от 25.09.2015 N 1837, в целях предоставления услуг в сфере развития туризма в городе Ярославле и международного сотрудничества города Ярославля с иностранными государствами по вопросам развития туризма создана АНО "Центр развития туризма и международного сотрудничества" города Ярославля.
Ярославль стал столицей Золотого кольца России. В городе размещается штаб-квартира Союза по развитию и взаимодействию городов Золотого кольца.
В целях развития туризма и эффективного взаимодействия с организациями туристской индустрии при мэрии города Ярославля создан и осуществляет деятельность Экспертный Совет по туризму города Ярославля, который является экспертным, информационным и консультационным органом по проблемам развития и поддержки туризма на территории города.
В 2019 году мэрией города Ярославля совместно с Экспертным Советом по туризму города Ярославля утверждена Стратегия развития туризма города Ярославля на период до 2030 года, в которой определены основные направления развития туризма в городе Ярославле на десятилетний период.
Следует выделить ряд проблем, сдерживающих развитие внутреннего и въездного туризма в настоящее время. Среди них, в первую очередь, необходимо отметить возможность возникновения новых вспышек опасных заболеваний и распространения их в мире, недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры, отсутствие благоприятных условий для инвестиций, невысокое качество обслуживания туристов.
Определяя дальнейшее развитие туризма, необходимо учитывать основные тенденции, которые наблюдаются в отрасли в настоящее время. Особое место в туризме занимает технологизация. Современные путешественники все чаще пользуются удобными мобильными приложениями, позволяющими сократить время на поиск нужной информации. В этой связи еще больше усилится роль метапоисковиков и социальных сетей, которые будут влиять на принятие решения о покупке конечным клиентом. В туристском секторе все больше будет использоваться Big Data при планировании структуры туристского продукта и анализе факторов, влияющих на динамику продаж.
В последние годы, в том числе в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19, наблюдается рост числа индивидуальных туристов. Туристы ориентированы на индивидуальный туристический продукт. Эта тенденция стимулируется активным развитием сервиса онлайн-бронирования различных услуг и создания порталов бронирования комплекса из нескольких услуг для поездок. Необходимо учитывать запросы современных путешественников, которые ожидают предложений с учетом их индивидуальных предпочтений и предыдущего опыта.
Еще одна существенная тенденция наблюдается в сфере делового туризма. Следует отметить тот факт, что многие бизнес-туристы стремятся совместить деловую поездку с отдыхом. Они хотят проводить свое свободное время интересно и с пользой для саморазвития. Это касается не только тех, кто путешествует по работе, но и туристов, которые едут учиться чему-то новому. По мнению специалистов, этот тренд в туризме будет расти.
Таким образом, необходимо дальнейшее развитие туристско-рекреационной отрасли города в целом, включая формирование новых туристских продуктов, совершенствование туристской инфраструктуры. Учитывая актуальность и комплексный характер задач, а также необходимость слаженных действий предприятий отрасли и органов городского самоуправления, достижение поставленной цели необходимо осуществлять программно-целевым методом.
Все эти факторы требуют стратегического подхода к управлению туристской сферой в городе Ярославле на муниципальном уровне.
Среди основных возможных рисков при реализации муниципальной программы можно выделить:
- распространение новых инфекций и введение карантинных мер;
- сокращение объемов финансирования из бюджета города.
Среди приоритетных направлений деятельности мэрии города Ярославля для устойчивого развития туристско-рекреационного потенциала города можно выделить следующие:
- создание комфортной среды для пребывания туристов в городе;
- создание системы взаимодействия субъектов туристского бизнеса, органов местного самоуправления, профессионального и научного сообщества;
- развитие различных видов туризма;
- создание и продвижение туристических брендов и символов города Ярославля;
- совершенствование инфраструктуры туризма;
- обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, содействие созданию и развитию туристических интерактивных программ;
- участие города Ярославля в информационных проектах международных организаций, в международных, межмуниципальных туристских выставках, продвижение туристических продуктов и формирование имиджа гостеприимства территории.
Для реализации приоритетных целей деятельности мэрии города Ярославля в развитии туристско-рекреационной сферы и эффективного взаимодействия с организациями туристской индустрии в городе Ярославле осуществляют деятельность Экспертный Совет по туризму города Ярославля, Союз по развитию и взаимодействию городов Золотого кольца со штаб-квартирой в городе Ярославле, АНО "Центр развития туризма и международного сотрудничества" города Ярославля.
От развития туристической отрасли на базе рекреационного потенциала города Ярославля зависит улучшение социально-экономической привлекательности города для его жителей, гостей и инвесторов.
Приоритетные направления деятельности в сфере туризма определены следующими документами: