(с изменениями на 16 мая 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.02.2022 N 86-П, от 29.07.2022 N 754-П, от 03.10.2022 N 926-П, от 05.09.2023 N 704-П, от 20.10.2023 N 809-П, от 16.05.2024 N 241-П)
В целях реализации положений Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить:
Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) согласно приложению N 1;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) и порядок их выявления согласно приложению N 2;
ключевые показатели и их целевые значения, индикативные показатели регионального государственного геологического контроля (надзора) согласно приложению N 3.
2. Установить, что абзац четвертый пункта 1 настоящего постановления вступает в силу с 01 марта 2022 года.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.А.АРТЮХОВ
Утверждено
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 8 сентября 2021 года N 795-П
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
(в ред. постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.07.2022 N 754-П, от 03.10.2022 N 926-П, от 05.09.2023 N 704-П, от 20.10.2023 N 809-П, от 16.05.2024 N 241-П)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - государственный геологический контроль, автономный округ).
2. Предметом государственного геологического контроля является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами автономного округа, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории автономного округа, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
Государственный геологический контроль осуществляется по следующим вопросам:
- наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах";
- соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
- ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона "О недрах", обеспечение ее сохранности;
- соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;
- достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
- соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды;
- выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;
- сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;
- сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;
- предотвращение самовольного пользования недрами;
- предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;
- достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;
- приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
- исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
- ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
3. К разрешительным документам, содержащим обязательные требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного геологического контроля, относятся:
а) проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах";
б) проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах";
в) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";
г) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";
д) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах";
е) решение о согласовании нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
4. Оценка соблюдения лицензионных требований гражданами и организациями, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат региональному государственному контролю (далее - контролируемые лица), имеющими лицензию, осуществляется в ходе контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Законом "О недрах".
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.10.2023 N 809-П)
5. Организация и осуществление государственного геологического контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
6. Государственный геологический контроль осуществляет департамент природных ресурсов и экологии автономного округа (далее - департамент).
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.07.2022 N 754-П)
7. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного геологического контроля (далее также - инспектора), являются:
1) заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директор департамента (далее - директор);
(пп. 1 в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.09.2023 N 704-П)
2) первый заместитель директора департамента, заместитель директора департамента, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по государственному геологическому контролю;
3) начальники управлений и отделов (их заместители), заведующие секторами департамента, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по государственному геологическому контролю;
4) главные и ведущие специалисты департамента, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по государственному геологическому контролю;
5) главный специалист - эксперт, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по государственному геологическому контролю.
(пп. 5 введен постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.10.2022 N 926-П)
8. Департамент может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований.
9. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного геологического контроля, пользуются правами, несут обязанности и соблюдают ограничения и запреты, установленные статьями 29, 37 Федерального закона N 248-ФЗ.