ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 августа 2021 года N 295


Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов

(с изменениями на 31 марта 2022 года)

(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.03.2022 N 178)



В соответствии с частью 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2196 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", во исполнение пункта 6.1 Комплекса мер по выполнению обязательств, установленных соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 2021 г. N 53-РГ, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Утвердить основные направления долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.


3. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.


4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Утверждены
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 августа 2021 г. N 295



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2022 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ

(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.03.2022 N 178)


Долговая политика Республики Саха (Якутия) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее - долговая политика Республики Саха (Якутия)) является составной частью бюджетной политики, которая определяется основными направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.


Долговая политика Республики Саха (Якутия) направлена на обеспечение финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и погашения долговых обязательств Республики Саха (Якутия) путем привлечения займов на благоприятных условиях, поддержание экономически безопасного уровня государственного долга, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности долговых обязательств, поддержание кредитных рейтингов республики.



1. Итоги реализации долговой политики Республики Саха (Якутия) предыдущего периода


За период с 2018 года по 2020 год объем государственного долга Республики Саха (Якутия) уменьшился с 50 635 млн рублей до 49 130 млн рублей или на 2,97 процента. Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к валовому региональному продукту Республики Саха (Якутия) (далее - ВРП) составило в 2018 году - 4,7 процента, в 2019 году - 4,0 процента, в 2020 году - 4,2 процента (оценка).


По итогам исполнения основных задач долговой политики за 2018 - 2020 годы Республика Саха (Якутия) продолжает оставаться в группе субъектов Российской Федерации с долговой нагрузкой на бюджет, не превышающей 50 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета. В эту группу по состоянию на 1 января 2021 года вошли 46 субъектов Российской Федерации, и Республика Саха (Якутия) заняла 35 место по уровню долговой нагрузки среди 83 субъектов Российской Федерации, имеющих государственный долг.


Сложившаяся за 2018 - 2020 годы структура государственного долга Республики Саха (Якутия) приведена в следующем графике:



График 1. Государственный долг Республики Саха (Якутия) в 2018 - 2020 годы, млн рублей


60 000 ┼═══════════════════════════════════════════════════ 

       │     50 635

       │   ┌════════‰         49 175           49 130

50 000 ┼═══┤        ├══════════════════════════════════════ 

       │   │   <1>  │       ┌════════‰

       │   │        │       │        │       ┌════════‰

40 000 ┼═══┤   49%  ├═══════┤   <1>  ├═══════┤        │ 

       │   │        │       │        │       │   <1>  │ 

       │   │        │       │   67%  │       │        │ 

30 000 ┼═══┤        ├═══════┤        ├═══════┤   70%  │ 

       │   ├════════┤       │        │       │        │ 

       │   │   <2>  │       │        │       │        │ 

20 000 ┼═══┤   15%  ├═══════┤        ├═══════┤        │ 

       │   ├════════┤       ├════════┤       ├════════┤ 

       │   │   <3>  │       │<2> 6%  │       │<2> 4%  │ 

       │   │   13%  │       ├════════┤       ├════════┤ 

10 000 ┼═══┼════════┼═══════┤<3> 4%  ├═══════┤<3> 4%  │ 

       │   │   <4>  │       ├════════┤       ├════════┤ 

       │   │   23%  │       │<4> 23% │       │<4> 22% │ 

     0 ┼═══┴════════┴═══┬═══┴════════┴═══┬═══┴════════┴════ 

            2018             2019             2020


  <1> Государственные ценные бумаги

  <2> Кредиты кредитных организаций

  <3> Бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней

  <4>  Государственные гарантии


Государственные заимствования Республики Саха (Якутия) в 2018 - 2020 годах осуществлялись в целях финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и погашения действующих долговых обязательств.


В структуре государственного долга Республики Саха (Якутия) большую часть продолжают занимать государственные ценные бумаги, сроки обращения по которым составляют пять и семь лет. Их доля увеличилась с 49 процентов в 2018 году до 70 процентов в 2020 году.


Доля кредитов кредитных организаций снизилась с 15 процентов в 2018 году до 4 процентов в 2020 году.


Уменьшилась доля бюджетных кредитов, предоставленных Республике Саха (Якутия) из федерального бюджета, с 13 процентов в 2018 году до 4 процентов в 2020 году.


В прошедшем периоде государственные гарантии Республики Саха (Якутия) предоставлялись в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" исключительно в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в целях производства сельскохозяйственной продукции. При этом доля государственных гарантий Республики Саха (Якутия) незначительно снижалась с 23 процентов общего объема государственного долга в 2018 году до 22 процентов по итогам 2020 года.


Гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям Республики Саха (Якутия) не возникало. Анализ финансового состояния принципала проводится при предоставлении государственных гарантий Республики Саха (Якутия) и в течение срока их действия.


В 2018 - 2020 годы долговая политика была ориентирована на решение таких задач, как поддержание умеренной долговой нагрузки на государственный бюджет Республики Саха (Якутия), сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга, соблюдение показателей долговой устойчивости, обеспечивающих сохранение позиции республики в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.


Основные показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) по итогам 2018 - 2020 годов приведены в таблице 1.



Таблица 1



Основные показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) по итогам 2018 - 2020 годов

N

п/п

Целевой показатель

2018

2019

2020

1

Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к валовому региональному продукту Республики Саха (Якутия)

4,7%

4,0%

4,2%

2

Отношение дефицита бюджета к общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета объема безвозмездных поступлений

-

1,4%

-

3

Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета объема безвозмездных поступлений

36,4%

37,2%

38,0%

4

Доля общего объема долговых обязательств Республики Саха (Якутия) по государственным ценным бумагам Республики Саха (Якутия) и кредитам, полученным Республикой Саха (Якутия) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в сумме доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений

23,4%

27,3%

28,2%

5

Доля расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) в расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

1,2%

1,4%

1,3%

6

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Саха (Якутия) к общему объему налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

10,8%

8,9%

6,8%


Объем государственного долга на 1 января 2021 года уменьшился с 49 175 млн рублей на 45 млн рублей по сравнению с началом 2020 года и составил 49 130 млн рублей.


По итогам 2020 года сумма расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) составила 3 080 млн рублей. Доля расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия), за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не превысила 1,3 процента, что соответствует минимальным для субъектов Российской Федерации уровням.


В 2018 - 2020 годы все платежи по погашению и обслуживанию долговых обязательств Республики Саха (Якутия) производились своевременно в соответствии с графиками платежей.



2. Текущее состояние государственного долга Республики Саха (Якутия)


В соответствии с Программой государственных заимствований Республики Саха (Якутия) на 2021 год, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2020 г. 2265-З N 441-VI "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", предусмотрено привлечение заимствований в общей сумме 9 891 млн рублей (без учета бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета), в том числе от размещения государственных ценных бумаг в сумме 6 500 млн рублей.


Республика Саха (Якутия) 17 мая 2021 года на Московской Бирже полностью разместила выпуск облигаций государственного займа Республики Саха (Якутия) серии RU35015RSY0 объемом 6 500 млн рублей. Ставка первого купона установлена на уровне 7,25 процента годовых. Ставки последующих купонов равны первому, срок обращения займа - 7 лет. Инвесторами в облигации государственного займа Республики Саха (Якутия) стали российские банки, инвестиционные компании, управляющие компании негосударственных пенсионных фондов и физические лица.


Объем государственного долга Республики Саха (Якутия) на 1 июля 2021 года составил 61 692 млн рублей, в том числе бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджета в сумме 8 350 млн рублей, полученный в целях управления текущей ликвидностью государственного бюджета Республики Саха (Якутия).


Структура государственного долга Республики Саха (Якутия) на указанную дату состояла из следующих долговых обязательств: государственные ценные бумаги - 64 процента от общего объема долга, кредиты кредитных организаций - 3 процента, бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета - 16 процентов, государственные гарантии - 17 процентов.


По состоянию на 1 июля 2021 года отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к утвержденной сумме налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (долговая нагрузка) составило 43,5 процента.


Осуществлено расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 июля 2021 года на сумму 1 439 млн рублей.


Все установленные ограничения по объему государственного долга и сумме расходов на обслуживание государственного долга Республикой Саха (Якутия) соблюдены.


В апреле 2021 года Рейтинговое Агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) по национальной шкале на уровне "ruАА-" с изменением прогноза с "Негативного" на "Стабильный".


В мае 2021 года Fitch Ratings подтвердило долгосрочный международный кредитный рейтинг республики на уровне "BBB-" и изменило прогноз с "Негативного" на "Стабильный".



3. Основные факторы, определяющие характер долговой политики Республики Саха (Якутия)


В 2022-2024 годы долговая политика Республики Саха (Якутия) будет реализовываться на фоне восстановления экономики страны после кризиса, вызванного распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


Основными факторами, определяющими характер долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2022-2024 годы при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), являются риски снижения налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), роста расходов государственного бюджета в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»