Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года


4.1.1. Инвестиционная стратегия


Алтайский край обладает значительным потенциалом привлечения инвестиций, обусловленным совокупностью конкурентных преимуществ региона, таких как благоприятные природно-климатические условия, выгодное геоэкономическое положение, диверсифицированная экономика и наличие высокотехнологических производств, значительный научный, трудовой, инфраструктурный и природно-ресурсный потенциал, основу которого составляют земли сельхозназначения.


Успешное решение задач обеспечения устойчивого, ускоренного и сбалансированного экономического роста Алтайского края в значительной степени зависит от региональной инвестиционной политики и реализуемых мер по повышению инвестиционной привлекательности нашего региона. В ближайшие годы будет продолжена системная работа по привлечению инвестиций в основной капитал, проводимая не только с помощью программно-целевых инструментов, но и на основе объединения совместных усилий органов власти и бизнеса.


Основные тенденции инвестиционной деятельности.


Экономика Алтайского края, не имеющая богатых запасов топливных ресурсов, является более диверсифицированной по сравнению с общероссийской. В Алтайском крае в среднем за последние 5 лет в структуре инвестиций 18,1 процента направлено на модернизацию обрабатывающих производств (по России - 14,6 процента), 10,6 процента - на сельское хозяйство (по России - 4,2 процента), 18,8 процента - в сферу транспорта и 13,7 процента - на операции с недвижимым имуществом. В целом за прошедшие 5 лет за счет собственных и привлеченных средств на модернизацию экономики направлено свыше 461 млрд рублей, при этом более половины всего объема вложений пришлось на привлеченные источники.


Видовая структура основных фондов за вышеназванный временной период (2015 - 2019 годы) отражает направление инвестиций в машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты (37,7 процента), здания и сооружения (34,7 процента) и жилища (23,2 процента).


Внебюджетные инвестиции за рассматриваемый период составили 87 процентов общего объема капитальных вложений.


Ключевые проблемы:


высокая стоимость обеспечения инвестиционных площадок объектами инфраструктуры. Зачастую для региональных и внешних инвесторов при выборе площадки для реализации проекта определяющим является наличие инфраструктурно обустроенных земельных участков. Вместе с тем бюджетные ограничения и необходимость индивидуальных решений при подготовке площадок являются сдерживающими факторами при создании в регионе индустриальных (промышленных) парков;


недостаточные темпы модернизации инженерной и социальной инфраструктуры региона. Коэффициент обновления основных фондов предприятий коммунального комплекса, образовательных учреждений и объектов здравоохранения составлял последние 5 лет около 4 процентов, степень износа обозначенных производственных фондов в среднем составляет более 53 процентов, по отдельным объектам достигая 70 - 80 процентов;


административные барьеры при реализации инвестиционных проектов. По итогам участия в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации выявлены несоответствие фактического предоставления ряда государственных/муниципальных услуг регламентированным порядкам, а также низкая вовлеченность субъектов инвестиционной деятельности в проводимую работу по улучшению инвестиционного климата;


недостаточный уровень коммуникаций власти и бизнеса, несмотря на наличие таких каналов связи, как экспертный совет по улучшению инвестиционного климата в Алтайском крае, Общественный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского края, институт инвестиционных уполномоченных органов исполнительной власти и местного самоуправления, деловые объединения предпринимателей;


сохранение низкого уровня осведомленности бизнеса об инструментах и условиях оказания поддержки инвестиционной деятельности;


недостаток компетенций на муниципальном уровне для содействия реализации инвестиционных проектов и их сопровождения, обусловленный сменой инвестиционных уполномоченных муниципальных образований и отсутствием эффективной системы их обучения;


низкий уровень использования механизмов государственно-частного партнерства (муниципально-частного партнерства);