Недействующий

Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия (с изменениями на 27 декабря 2023 года)



Глава 7. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДПРОГРАММЫ 7 "СОЗДАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НОВЫХ МЕСТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ", ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПОДПРОГРАММУ 7

(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 16.03.2022 N 222)



Целью Подпрограммы является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики путем создания в Республике Мордовия новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения, обеспечивающих односменный режим обучения в 1 - 11 классах.


Отрасль образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечить высокое качество жизни населения. Ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования базируются на общей стратегии развития государства (инвестиции в человека, повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы), на проводимой в республике бюджетной политике (применение механизмов, стимулирующих организацию к повышению качества оказания услуг, снижение объемов неэффективных расходов, концентрация ресурсов в программной части бюджета образования). В целях обеспечения предоставления обучающимся качественных образовательных услуг, независимо от места проживания, в республике создаются базовые школы, ресурсные центры профильной подготовки, где сконцентрированы лучшие кадровые и материальные ресурсы.


В системе общего образования Республики Мордовия в 2020 - 2021 учебном году функционируют 257 муниципальных общеобразовательных организаций.


Общая численность контингента обучающихся в дневных и вечерних общеобразовательных организациях республики в 2020 - 2021 учебном году составляет 72976 человек, из них в городских организациях обучаются 54044 человека (74,1%), в сельских - 18932 человека (25,9%). В первую смену обучаются в общеобразовательных организациях - 71291 человек (97,7%); во вторую - 1685 (2,3%).


Во всех муниципальных районах Республики Мордовия и городском округе Саранск Республики Мордовия, на территории которых обучение в общеобразовательных организациях осуществлялось в две смены, были разработаны муниципальные планы мероприятий, направленных на уменьшение доли обучающихся, занимающихся во вторую смену, за счет использования внутренних ресурсов существующих общеобразовательных организаций, перераспределения общеобразовательных организаций в рамках территориального прикрепления школ к месту жительства обучающихся, более эффективному использованию имеющихся площадей.


В результате к 1 сентября 2015 г. доля общеобразовательных организаций, в которых организовано обучение во вторую смену, уменьшилась на 0,2% по сравнению с 1 сентября 2014 года. Таким образом, внутренние ресурсы по дальнейшему уменьшению доли обучающихся, занимающихся во вторую смену в общеобразовательных организациях Республики Мордовия, исчерпаны. Положительная демографическая динамика, рост контингента создает потребность в увеличении количества мест в общеобразовательных организациях. Решение проблемы организации обучения в одну смену возможно лишь за счет строительства новых школ и пристроев к существующим зданиям общеобразовательных организаций. С учетом демографической ситуации в рамках реализации задачи по ликвидации двухсменного режима обучения предполагается создать 6620 новых мест, в том числе за счет строительства 8 новых общеобразовательных организаций - 5405 мест, строительства двух пристроев - 390 мест, реконструкции имеющихся зданий - 825 мест.


В настоящее время 359 муниципальных общеобразовательных организации расположены в 569 зданиях. Всего зданий общеобразовательных организаций, построенных в период до 1950 года - 17 единиц (4,65% от общего числа зданий), в период с 1951 по 1970 годы - 81 (21,7%), в период с 1971 по 1990 годы - 203 (55%), в период с 1991 по 2000 годы - 36 (10%), в период с 2001 по 2015 годы - 23 (6%). Несмотря на то, что в образовательных организациях регулярно реализуются мероприятия по укреплению материально-технической базы, капитальному и косметическому ремонту, в 98 зданиях общеобразовательных организаций процент износа составляет 60% и более (17,2% от общего числа зданий).


Для решения задачи по переводу обучающихся из зданий с износом 50% и выше в новые здания общеобразовательных организаций будет реализован комплекс мер по оптимизации образовательной сети, в том числе предполагается модернизация путем проведения капитального ремонта 14 школьных зданий на 9578 мест.


Таким образом, в сфере общего образования детей на территории Республики Мордовия сохраняются следующие острые проблемы, требующие решений:


1. Наличие двухсменного режима обучения в образовательных организациях в условиях роста численности детского населения.


Для повышения доступности качественного образования должна быть обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, а также безопасность и комфортность условий осуществления учебного процесса.


Обучение в две смены не позволяет качественно реализовать федеральные государственные образовательные стандарты, снижая доступность качественного образования, возможность организации внеурочных видов деятельности обучающихся, качественного предоставления услуг дополнительного образования детей.


2. Наличие зданий общеобразовательных организаций с высоким процентом износа инфраструктуры, что не соответствует новым требованиям к образовательному процессу.


Общеобразовательная организация должна иметь все виды благоустройства, необходимые для обеспечения образовательной, административной и хозяйственной деятельности: помещения, в том числе современные учебные, информационно-библиотечные, спортивные, помещения для питания, медицинского назначения, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации образовательной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.