Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами (КОМК)
Группа | Количество муниципальных образований | Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала |
V Крайне высокий КОМК - положительная кадровая ситуация | 1. Совершенствование планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения. 2. Приведение штатного расписания в соответствии с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи. 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. 6. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" | |
IV Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация | 5 (Курумканский район, Мухоршибирский район, Тункинский район, Хоринский район, г. Улан-Удэ) | 1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов. 2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи. 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи. 6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 7. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
III Средний КОМК - кадровая ситуация стабильная, на уровне показателей Республики Бурятия | 9 (Баргузинский район, Бичурский район, Джидинский район, Заиграевский район, Закаменский район, Кабанский район, Кяхтинский район, Окинский район, Северо-Байкальский район) | 1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров. 2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом. 3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу (ведение физиологической беременности у женщин, самостоятельный прием пациентов с хроническими заболеваниями, осуществление активных вызовов на дому, ведение школ здоровья, выписка лекарственных препаратов пациентам с хроническими заболеваниями, административно-хозяйственные функции заведующего отделением, прием плановых больных в стационар на госпитализацию). Внедрение новых моделей деятельности. 4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
II Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей | 8 (Баунтовский район, Еравнинский район, Иволгинский район, Кижингинский район, Муйский район, Прибайкальский район, Селенгинский район, Тарбагатайский район) | 1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников. 2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%. 3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации. 4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу (ведение физиологической беременности у женщин, самостоятельный прием пациентов с хроническими заболеваниями, осуществление активных вызовов на дому, ведение школ здоровья, выписка лекарственных препаратов пациентам с хроническими заболеваниями, административно-хозяйственные функции заведующего отделением, прием плановых больных в стационар на госпитализацию). Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности. 5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций, исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
I Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей | 1. Предоставление служебного жилья для медицинских работников, прибывающих в муниципальные образования в полностью готовом виде для заселения (чистое, отремонтированное). 2. Определение четкого количества предоставляемого жилья в муниципальных образованиях (на весь период реализации программы 2021 - 2025). 3. Обеспечение регулярных дополнительных компенсационных выплат для медицинских сотрудников, прибывающих в территории. 4. Обеспечение адресной поддержки медицинских сотрудников (приоритетное право приема детей в дошкольные образовательные учреждения, содействие местной администрации в вопросах бытового характера, предоставление билетов на общественно-культурные события и организация трансфера в областной центр на регулярной основе). 5. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории. 6. Жесткий и постоянный контроль Министерства здравоохранения Республики Бурятия программных мероприятий с целью устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности кадров. 7. Включение в KPI вопрос кадровой обеспеченности сферы здравоохранения для руководителя органа местного самоуправления. 8. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%. 9. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу (ведение физиологической беременности у женщин, самостоятельный прием пациентов с хроническими заболеваниями, осуществление активных вызовов на дому, ведение школ здоровья, выписка лекарственных препаратов пациентам с хроническими заболеваниями, административно-хозяйственные функции заведующего отделением, прием плановых больных в стационар на госпитализацию). Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности. 10. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 11. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 12. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
2) управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Бурятия; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициента геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Бурятия, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Бурятия; проведение организационно-штатных мероприятий.
На протяжении последних 6 лет в Республике Бурятия отмечается снижение численности среднего медицинского персонала и на протяжении последних 2 лет - численности врачей, что привело к дефициту данных специалистов в регионе. Обеспеченность населения медицинским персоналом в сфере здравоохранения республики рассчитывается с учетом нормативов объема медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:
- особенности половозрастного состава населения;
- уровень и структура заболеваемости населения;
- уровень и структура смертности населения;
- географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, объемы медицинской помощи, оказываемые в рамках территориальной программы государственной гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.
Штатные расписания медицинских организаций республики разрабатываются и утверждаются медицинскими организациями по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Бурятия. В основе штатных расписаний лежат следующие критерии: плановые объемы медицинской помощи, порядки оказания медицинской помощи, рекомендованные объемы посещений на одну должность врача в год.
Совместно с ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале на 2019 год (общая потребность во врачах - 517 человек, из них врачей анестезиологов-реаниматологов (76), врачей акушеров-гинекологов (56), врачей-педиатров участковых (51), врачей-терапевтов участковых (43), врачей общей практики (32), врачей-офтальмологов (19), врачей-инфекционистов (11), врачей-психиатров (10) и врачей скорой медицинской помощи - 44 человека).
Потребность в среднем медицинском персонале составляет 233 специалиста: акушерки (52), фельдшера фельдшерско-акушерских пунктов (30), медицинские сестры врачей терапевтов участковых (24), медицинские сестры врачей педиатров участковых (23), медицинские сестры врачей общей практики (18).
Помимо непосредственного дефицита кадров существуют кадровые диспропорции, а именно:
- неравномерная концентрация медицинских работников в городе Улан-Удэ и дефицит их в сельской местности;