Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 14.12.2020 N 747 "Об утверждении Программы модернизации первичного звена здравоохранения в Республике Бурятия на период до 2025 года"



Таблица 18


Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами (КОМК)

Группа

Количество муниципальных образований

Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала

V

Крайне высокий КОМК - положительная кадровая ситуация

1. Совершенствование планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения.

2. Приведение штатного расписания в соответствии с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи.

3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника.

4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи.

6. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом.

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

IV

Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация

5 (Курумканский район, Мухоршибирский район, Тункинский район, Хоринский район, г. Улан-Удэ)

1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов.

2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи.

3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника.

4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи.

6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

7. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

III

Средний КОМК - кадровая ситуация стабильная, на уровне показателей Республики Бурятия

9 (Баргузинский район, Бичурский район, Джидинский район, Заиграевский район, Закаменский район, Кабанский район, Кяхтинский район, Окинский район, Северо-Байкальский район)

1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров.

2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом.

3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу (ведение физиологической беременности у женщин, самостоятельный прием пациентов с хроническими заболеваниями, осуществление активных вызовов на дому, ведение школ здоровья, выписка лекарственных препаратов пациентам с хроническими заболеваниями, административно-хозяйственные функции заведующего отделением, прием плановых больных в стационар на госпитализацию). Внедрение новых моделей деятельности.

4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника.

5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи.

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

II

Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей

8 (Баунтовский район, Еравнинский район, Иволгинский район, Кижингинский район, Муйский район, Прибайкальский район, Селенгинский район, Тарбагатайский район)

1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников.

2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%.

3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации.

4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу (ведение физиологической беременности у женщин, самостоятельный прием пациентов с хроническими заболеваниями, осуществление активных вызовов на дому, ведение школ здоровья, выписка лекарственных препаратов пациентам с хроническими заболеваниями, административно-хозяйственные функции заведующего отделением, прием плановых больных в стационар на госпитализацию). Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности.

5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций, исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов.

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

I

Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей

1. Предоставление служебного жилья для медицинских работников, прибывающих в муниципальные образования в полностью готовом виде для заселения (чистое, отремонтированное).

2. Определение четкого количества предоставляемого жилья в муниципальных образованиях (на весь период реализации программы 2021 - 2025).

3. Обеспечение регулярных дополнительных компенсационных выплат для медицинских сотрудников, прибывающих в территории.

4. Обеспечение адресной поддержки медицинских сотрудников (приоритетное право приема детей в дошкольные образовательные учреждения, содействие местной администрации в вопросах бытового характера, предоставление билетов на общественно-культурные события и организация трансфера в областной центр на регулярной основе).

5. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории.

6. Жесткий и постоянный контроль Министерства здравоохранения Республики Бурятия программных мероприятий с целью устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности кадров.

7. Включение в KPI вопрос кадровой обеспеченности сферы здравоохранения для руководителя органа местного самоуправления.

8. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%.

9. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу (ведение физиологической беременности у женщин, самостоятельный прием пациентов с хроническими заболеваниями, осуществление активных вызовов на дому, ведение школ здоровья, выписка лекарственных препаратов пациентам с хроническими заболеваниями, административно-хозяйственные функции заведующего отделением, прием плановых больных в стационар на госпитализацию). Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности.

10. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

11. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Бурятия, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

12. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"


2) управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Бурятия; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициента геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Бурятия, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Бурятия; проведение организационно-штатных мероприятий.


На протяжении последних 6 лет в Республике Бурятия отмечается снижение численности среднего медицинского персонала и на протяжении последних 2 лет - численности врачей, что привело к дефициту данных специалистов в регионе. Обеспеченность населения медицинским персоналом в сфере здравоохранения республики рассчитывается с учетом нормативов объема медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков и стандартов оказания медицинской помощи.


При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:


- особенности половозрастного состава населения;


- уровень и структура заболеваемости населения;


- уровень и структура смертности населения;


- географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.


Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, объемы медицинской помощи, оказываемые в рамках территориальной программы государственной гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.


Штатные расписания медицинских организаций республики разрабатываются и утверждаются медицинскими организациями по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Бурятия. В основе штатных расписаний лежат следующие критерии: плановые объемы медицинской помощи, порядки оказания медицинской помощи, рекомендованные объемы посещений на одну должность врача в год.


Совместно с ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале на 2019 год (общая потребность во врачах - 517 человек, из них врачей анестезиологов-реаниматологов (76), врачей акушеров-гинекологов (56), врачей-педиатров участковых (51), врачей-терапевтов участковых (43), врачей общей практики (32), врачей-офтальмологов (19), врачей-инфекционистов (11), врачей-психиатров (10) и врачей скорой медицинской помощи - 44 человека).


Потребность в среднем медицинском персонале составляет 233 специалиста: акушерки (52), фельдшера фельдшерско-акушерских пунктов (30), медицинские сестры врачей терапевтов участковых (24), медицинские сестры врачей педиатров участковых (23), медицинские сестры врачей общей практики (18).


Помимо непосредственного дефицита кадров существуют кадровые диспропорции, а именно:


- неравномерная концентрация медицинских работников в городе Улан-Удэ и дефицит их в сельской местности;