Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами (КОМК)
Группа | Количество муниципальных образований | Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала |
V Крайне высокий КОМК - положительная кадровая ситуация | 1. Совершенствование планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения; 2. Приведение штатного расписания в соответствии с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи; 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника; 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров; 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи; 6. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом; 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Чеченской Республики, в т.ч. обеспечение жильем. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер". | |
IV Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация | ГБУ "Клиническая больница N 4 г. Грозного" | 1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов; 2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи; 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника; 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров; 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи; 6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Чеченской Республики, в т.ч. обеспечение жильем. 7. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер". |
III Средний КОМК - кадровая ситуация стабильная, на уровне показателей Ивановской области | ГБУ "Курчалоевская ЦРБ", ГБУ "Надтеречная ЦРБ", ГБУ "Ножай-Юртовская ЦРБ", ГБУ "Сунженская ЦРБ", ГБУ "ЦРБ Урус-Мартановского района", ГБУ "Шелковская ЦРБ", ГБУ "Клиническая больница N 3 г. Грозного", ГБУ "Клиническая больница N 5 г. Грозного", ГБУ "Больница N 6 г. Грозного", ГБУ "Поликлиника N 1 г. Грозного" ГБУ "Поликлиника N 2 г. Грозного" ГБУ "Поликлиника N 3 г. Грозного" ГБУ "Поликлиника N 4 г. Грозного" ГБУ "Поликлиника N 6 г. Грозного" ГБУ "Поликлиника N 7 г. Грозного", ГБУ "Детская поликлиника N 1 г. Грозного", ГБУ "Детская поликлиника N 3 г. Грозного" | 1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров; 2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом; 3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности; 4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника; 5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров; 6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи; 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Чеченской Республики, в т.ч. обеспечение жильем. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер". |
II Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей | ГБУ "Аргунская городская больница N 1" ГБУ "Веденская ЦРБ" ГБУ "Грозненская центральная районная больница" ГБУ "Гудермесская ЦРБ" ГБУ "Наурская ЦРБ" ГБУ "Шалинская ЦРБ" ГБУ "Шатойская межрайонная больница" ГБУ "Детская клиническая больница N 2 г. Грозного" ГБУ "Детская поликлиника N 4 г. Грозного" ГБУ "Детская поликлиника N 5 г. Грозного" | 1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников; 2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55-60%; 3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации; 4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности; 5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника; 6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций, исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов; 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Чеченской Республики, в т.ч. обеспечение жильем. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер". |
I Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей | ГБУ "Ачхой-Мартановская ЦРБ" ГБУ "Поликлиника N 5 г. Грозного" | 1. Предоставление служебного жилья для медицинских работников, прибывающих в муниципальные образования в полностью готовом виде для заселения (чистое, отремонтированное). 2. Определение четкого количества предоставляемого жилья в муниципальных образованиях (на весь период реализации программы 2020 - 2024). 3. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории. 4. Жесткий и постоянный контроль Министерством здравоохранения Чеченской Республики программных мероприятий с целью устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности кадров. 5. Включение в KPI вопрос кадровой обеспеченности сферы здравоохранения для руководителя органа местного самоуправления. 6. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%; 7. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности; 8. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника; 9. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер". |
2) Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Чеченской Республики корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Чеченской Республики, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Чеченской Республики; проведение организационно-штатных мероприятий.
Здравоохранение Чеченской Республики на протяжении последних лет характеризуется кадровым дефицитом.
Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:
- особенности половозрастного состава населения;
- уровень и структура заболеваемости населения;
- уровень и структура смертности населения;
- географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.
Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.
Совместно с ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения на 2020 год (общая потребность на 2020 год - 577 человек, из них, врачей-онкологов - 13, врачей-оториноларингологов - 7, врачей-педиатров - 135, врачей-педиатров участковых - 221, врачей-терапевтов-участковых - 24, врачей общей практики (семейные) - 0, врачей-инфекционистов - 0, врачей-дерматовенерологов - 2, врачей-психиатров - 20, врачей-травматологов-ортопедов - 4, врачей-фтизиатров - 40, врачей-патологоанатомов - 0), и врачей скорой медицинской помощи - 95 человек.
Сложившееся положение приводит к значительному превышению нагрузки на врачей по сравнению с нормативными (врачи-педиатры участковые (221), врачи-педиатры (135), врачи-терапевты (73), врачи-терапевты-участковые (24).
Потребность в среднем медицинском персонале на 2020 год составляет - 63 специалиста с учетом возрастной нагрузки, в частности: фельдшеры - 32 человека, медицинские сестры врачей-терапевтов участковых - 0 человек, медицинские сестры врачей-педиатров участковых - 31 человек, медицинские сестры врачей общей практики (семейной медицины) - 0 человек.