Наименование Стратегии цифровой трансформации | Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Смоленской области |
Срок реализации | период 2022 - 2024 годов |
Краткое направление Стратегии цифровой трансформации | 1) повышение уровня жизни граждан, проживающих на территории Смоленской области (далее - граждане); 2) стимулирование роста доходного потенциала Смоленской области; 3) улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования в Смоленской области |
Что делаем? | в сфере "Образование": 1) внедряем, сопровождаем и обеспечиваем информационное продвижение: платформы "Библиотека цифрового образовательного контента" (базовый образовательный контент общего образования); платформы Маркетплейс (проведение экспертизы и доступ к вариативному цифровому контенту); платформы для развития профессиональных компетенций педагогических работников; сервиса цифрового портфолио обучающегося; сервиса, обеспечивающего выгрузку данных для цифрового профиля обучающегося; сервиса по автоматическому планированию реализации рабочих программ; сервиса автоматизированной проверки домашних заданий; автоматизированных сервисов для родителей по записи в дошкольное учреждение, школу, на ОГЭ, ЕГЭ и в организации дополнительного образования; 2) обеспечиваем межведомственное взаимодействие в системе образования на основе электронного документооборота; 3) внедряем механизмы принятия управленческих решений в системе образования на основе анализа больших данных, в том числе интеллектуальными алгоритмами на основе машинного обучения; 4) создаем автоматизированный механизм общественного контроля в сфере школьного питания. В сфере "Здравоохранение": 1) создаем механизмы взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ); 2) оснащаем автоматизированными рабочими местами медицинских работников, электронными подписями врачей; 3) оснащаем медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения необходимым информационно-телекоммуникационным оборудованием, локальными вычислительными сетями, необходимым серверным оборудованием, криптографическим оборудованием для обеспечения защищенной сети передачи данных; 4) внедряем и эксплуатируем в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинские информационные системы, соответствующие требованиям Минздрава России; 5) развиваем региональную защищенную сеть передачи данных и обеспечиваем ее функционирование с подключением медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения; 6) развиваем подсистемы ЕГИСЗ для реализации комплексных социально значимых услуг в сфере здравоохранения в электронной форме в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ); 7) обеспечиваем межведомственное электронное взаимодействие медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения с учреждениями медико-социальной экспертизы; Фондом социального страхования Российской Федерации; Росгвардией; МВД России; 8) обеспечиваем информационное взаимодействие между подсистемами ЕГИСЗ и государственной информационной системой в сфере здравоохранения Смоленской области, медицинскими информационными системами медицинских организаций и иными информационными ресурсами и базами данных, ведение которых предусмотрено Правительством Российской Федерации, для обеспечения работы различных регистров; 9) обеспечиваем работу централизованных систем (подсистем) государственной информационной системы в сфере здравоохранения Смоленской области: управление скорой и неотложной медицинской помощью (в том числе санитарной авиации); управление льготным лекарственным обеспечением; управление потоками пациентов; ведение интегрированных электронных медицинских карт пациентов; телемедицинские консультации; лабораторные исследования; центральный архив медицинских изображений; организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями; организация оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями; организация оказания медицинской помощи по профилям "Акушерство и гинекология" и "Неонатология" (мониторинг беременных); организация оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры); 10) обучаем медицинских работников использованию централизованных систем (подсистем) государственных информационных систем в сфере здравоохранения по отдельным профилям оказания медицинской помощи; 11) реализуем модель оптимальной маршрутизации пациентов и контроля за состоянием здоровья пациента на всех этапах оказания медицинской помощи; 12) внедряем системы поддержки принятия врачебных решений (в том числе с применением искусственного интеллекта). В сфере "Развитие городской среды": 1) обеспечиваем использование системы по управлению многоквартирными домами (МКД) и жилищно-коммунальной инфраструктурой, доступной и адаптированной для различных категорий граждан; 2) внедряем и расширяем использование технологий учета общественного мнения при определении приоритетов развития объектов городского хозяйства; 3) применяем новые цифровые технологии в региональном городском управлении, позволяющие собирать и агрегировать данные, анализ которых покажет, насколько эффективно функционирует система оказания региональных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 4) реализуем основные и дополнительные мероприятия стандарта "Умный город" Минстроя России. В сфере "Транспорт и логистика": внедряем и обеспечиваем функционирование единых цифровых сервисов для предоставления льгот и субсидий на транспорте, идентификации пассажиров, а также построения оптимальных маршрутов и информационно-навигационного построения пассажирских поездок. В сфере "Государственное управление": 1) обеспечиваем на судебных участках мировых судей защищенное межведомственное электронное взаимодействие и защищенное подключение к сети Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"; 2) развиваем и обеспечиваем функционирование системы электронного документооборота для органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций; 3) обеспечиваем к 2023 году перевод массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный вид; 4) обеспечиваем применение дистанционных методов контроля (надзора); 5) обеспечиваем использование ЕПГУ для направления гражданами и юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, сообщений и обращений; 6) обеспечиваем функционирование проектного офиса с участием АНО "Диалог Регионы" (центра управления регионом) в целях обработки обращений и сообщений (жалоб) от жителей, в том числе публикуемых жителями в социальных сетях. 7) трансформируем внутренние и межведомственные процессы реагирования на чрезвычайные ситуации за счет внедрения цифровых инструментов: межведомственной платформы прогноза наступления чрезвычайных ситуаций; экосистемы обмена, накопления и глубокой аналитики данных; технологий искусственного интеллекта и машинного обучения; автоматизированных сервисов информирования. В социальной сфере: 1) обеспечиваем интеграцию ведомственных информационных систем, используемых при назначении мер социальной поддержки, с Единой государственной информационной системой социального обеспечения; 2) переводим меры социальной поддержки в формат "Социальное казначейство"; 3) наполняем банки данных льготных категорий граждан в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО); 4) используем цифровые технологии и платформенные решения для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) внедряем цифровую платформу долговременного ухода; 6) внедряем механизмы предоставления услуг в области содействия занятости населения в электронном виде посредством системы "Работа в России"; 7) обеспечиваем использование единого телефонного номера и текстовых каналов (службы коротких сообщений - SMS, онлайн-чата) в целях информирования граждан в круглосуточном режиме по вопросам предоставления мер социальной поддержки на безвозмездной основе; 8) создаем автоматизированный механизм ведения учета фактически оказанных социальных услуг различным категориям населения. В сфере "Промышленность": 1) обеспечиваем формирование цифровых паспортов промышленных предприятий и промышленных данных на платформе Государственной информационной системы промышленности (ГИСП); 2) применяем прогностические модели на базе искусственного интеллекта для проактивного оказания мер государственной поддержки промышленным предприятиям. В сфере "Сельское хозяйство": 1) ведем цифровой реестр информации о землях сельхозназначения; 2) внедряем механизм автоматического прогнозирования урожайности основных сельскохозяйственных культур; 3) оцифровываем ключевые данные в сфере животноводства. В сфере "Туризм": используем большие данные для оценки туристического потенциала развития региона. В сфере "Экология и природопользование": 1) внедряем механизмы автоматизации взаимодействия органов государственной власти и водопользователей; 2) обеспечиваем представление в федеральную государственную информационную систему "Единый фонд геологической информации о недрах" (ФГИС "ЕФГИ") сведений о геологической информации и в федеральную государственную информационную систему "Автоматизированная система лицензирования недропользования" (ФГИС "АСЛН") сведений об объектах распределенного и нераспределенного фонда недр; 3) развиваем использование региональных систем управления региональными особо охраняемыми природными территориями; управления лесным комплексом; управления охотресурсами. Для решения общеотраслевых задач: 1) обеспечиваем функционирование Единой информационной системы планирования, реализации и контроля выполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации; 2) развиваем необходимую телекоммуникационную инфраструктуру для обеспечения широкополосным доступом к сети "Интернет" социально значимых объектов; 3) создаем, развиваем и обеспечиваем использование интернет-сайта для популяризации ИТ-специальностей в Смоленской области; 4) обучаем трудоспособных граждан компетенциям цифровой экономики |
(в ред. распоряжения Губернатора Смоленской области от 05.10.2021 N 1239-р) | |
Кто делает? | Министерство цифрового развития Смоленской области |
(в ред. распоряжения Губернатора Смоленской области от 25.12.2023 N 672-р) | |
Результаты Стратегии цифровой трансформации до 2024 года | в сфере "Образование": 1) школьники и учителя имеют бесплатный доступ к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам, позволяющим реализовать программы общего образования любого уровня сложности; 2) школьники могут использовать цифровое портфолио для поступления в организации среднего профессионального образования, высшего образования, а также при трудоустройстве; 3) 100% межведомственного взаимодействия в системе образования осуществляется на основе электронного документооборота; 4) родители имеют возможность записать детей в дошкольные учреждения, школы и программы дополнительного образования по принципу 5 OK (проактивная запись в дошкольное учреждение, в школу, на ОГЭ, ЕГЭ и в организации дополнительного образования); 5) 100% педагогических работников доступны сервисы по автоматическому планированию реализации рабочих программ, автоматизированной проверке домашних заданий, таргетированному подбору программ повышения квалификации; 6) школьники имеют возможность через мобильное приложение принимать участие в оценке качества школьных обедов. В сфере "Здравоохранение": 1) гражданам доступны цифровые медицинские сервисы, в том числе хранения медицинских документов, использования телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов, заказа справок в онлайн-формате и пр.; 2) медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения оснащены необходимым современным информационно-телекоммуникационным оборудованием; 3) организованы своевременное обеспечение населения льготными лекарственными препаратами и мониторинг остатков лекарственных препаратов в медицинских и аптечных организациях за счет автоматизации данных процессов; 4) снижены уровни госпитализации, реабилитации и смертности, ведется контроль качества оказания медицинской помощи за счет обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и поддержки принятия врачебных решений. В сфере "Развитие городской среды": 1) 100% пользователей ЕПГУ уведомляются о плановых отключениях горячей воды, могут подать заявку на перепланировку в онлайн-формате, имеют возможность проведения собраний собственников жилья в онлайн-формате, имеют возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг в онлайн-формате; 2) 100% многоквартирных домов внесены в систему технического учета жилищного фонда; 3) 100% жителей городов старше 14 лет имеют возможность принять участие в решении вопросов городского развития в онлайн-формате; 4) 100% единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов подключены к Единой системе мониторинга инцидентов и аварий на объектах ЖКХ; в ресурсоснабжающих организациях внедряются системы диспетчеризации; 5) ведется автоматизированный контроль за выполнением работ дорожной и коммунальной техники. В сфере "Транспорт и логистика": увеличена средняя скорость перемещения пассажиров в городском общественном транспорте; сокращено время ожидания городского общественного транспорта; повышена мобильность граждан за счет создания "зеленого цифрового коридора пассажира". В сфере "Государственное управление": 1) обеспечена необходимая инфраструктура для приема мировыми судами исковых заявлений, направляемых в электронном виде, и организации участия в заседаниях мировых судов в режиме видео-конференц-связи; 2) снижены трудовые, временные и материальные затраты органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, связанные с организацией делопроизводства и документооборота, за счет развития системы электронного документооборота; 3) граждане могут заказывать и получать результаты предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде; 4) повышена эффективность разработки систем и сервисов оказания государственных услуг, в том числе обеспечено ускорение ИТ-производства от идеи до реализации (time-to-market); 5) снижена административная нагрузка на бизнес за счет снятия административных барьеров при получении лицензионных и разрешительных документов и применения дистанционных методов контроля; 6) повышены качество и оперативность взаимодействия граждан и организаций с государством. 7) минимизированы риски наступления чрезвычайных ситуаций и обеспечено своевременное информирование заинтересованных лиц (органов власти, сил реагирования, населения) о возникновении кризисных ситуаций. В социальной сфере: 1) меры социальной поддержки предоставляются в электронном виде в проактивном (беззаявительном) порядке; 2) исключен сбор с граждан документов при предоставлении мер социальной поддержки регионального и муниципального уровней; сокращен срок предоставления мер социальной поддержки; 3) обеспечена возможность осуществления контроля качества предоставления гражданам социальных услуг посредством проведения гражданином оценки объема, периодичности и качества оказанных услуг, а также реализации механизма рейтингования поставщиков социальных услуг; 4) минимизирована необходимость очного посещения центров занятости населения; 5) информирование граждан по вопросам предоставления мер социальной поддержки осуществляется в круглосуточном режиме, в том числе с использованием службы коротких сообщений - SMS, онлайн-чата. В сфере "Промышленность": 1) доступна информация о технологических и производственных возможностях предприятий; сокращено время формирования промышленных данных; 2) проактивно с использованием прогностических моделей на базе искусственного интеллекта оказываются меры государственной поддержки промышленным предприятиям. В сфере "Сельское хозяйство": 1) обеспечены полнота и достоверность данных о ситуации в сельскохозяйственной отрасли и на продовольственном рынке за счет оцифровки 100% ключевых данных в сфере животноводства и растениеводства; 2) внедрен механизм автоматического прогнозирования урожайности основных сельскохозяйственных культур. В сфере "Туризм": формируется "портрет туриста" на основе актуальных и полных данных о турпотоке. В сфере "Экология и природопользование": 1) сокращены трудовые и временные затраты на исполнение полномочий по регистрации договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование; 2) актуализированы сведения обо всей геологической информации, об участках недр местного значения и лицензиях на пользование участками недр местного значения; 3) для граждан и бизнеса доступна информация в электронном виде о состоянии заповедной системы и об услугах, предоставляемых на особо охраняемых природных территориях; 4) повышена эффективность мероприятий по контролю за состоянием лесного комплекса (в том числе снижено число незаконных рубок; увеличена доля ликвидированных в первые сутки лесных пожаров; увеличена площадь лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений) за счет комплексной автоматизации деятельности по данному направлению; 5) обеспечены доступность и актуальность информации об охотничьих угодьях и охотничьих ресурсах, их использовании и сохранении. В части решения общеотраслевых задач: 1) минимизированы расходы и трудозатраты на реализацию организационных мер по защите информации; достигнута прозрачность, обоснованность, прогнозируемость и управляемость таких мер; снижены риски финансовых потерь, связанных с нарушением функционирования информационных систем и возможным хищением информации; 2) функционирует координационный центр ИТ-стажировок для выпускников образовательных организаций; уменьшен дефицит ИТ-кадров в организациях региона; 3) организовано ежегодное обучение трудоспособных граждан в целях освоения компетенций цифровой экономики; 4) 100% социально значимых объектов Смоленской области (фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, государственные (муниципальные) образовательные организации, реализующие программы общего образования и (или) среднего профессионального образования, органы местного самоуправления, пожарные части и пожарные посты, территориальные органы Росгвардии) обеспечены высокоскоростным доступом к сети "Интернет" |
(в ред. распоряжения Губернатора Смоленской области от 05.10.2021 N 1239-р) | |
Бенефициары Стратегии цифровой трансформации | 1) граждане; 2) школьники; 3) родители (законные представители) обучающихся образовательных организаций; 4) молодежь; 5) безработные (неработающие); 6) туристы (внутренние); 7) госслужащие; 8) исполнительные органы Смоленской области; 9) государственные компании и организации; 10) организации - образование общее; 11) организации - образование профессиональное; 12) организации - высшее образование; 13) организации - образование дополнительное; 14) организации - деятельность в области здравоохранения; 15) организации - сельское хозяйство и охота; 16) организации - лесное хозяйство (включая лесозаготовку); 17) организации - добыча других полезных ископаемых; 18) организации - водоснабжение, водоотведение; 19) организации - обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; 20) организации - деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги; 21) коммерческие организации; 22) инвесторы; 23) занятые в сфере (отрасли) - образование общее; 24) занятые в сфере (отрасли) - деятельность в области здравоохранения; 25) занятые в сфере (отрасли) - деятельность в области социальных услуг |
(в ред. распоряжения Губернатора Смоленской области от 30.08.2022 N 1125-р) | |
Ресурсы | 1) федеральный бюджет; 2) региональный бюджет |
Долгосрочные социально-экономические эффекты | 1) бюджетные (дополнительные налоговые поступления); 2) имиджевые (повышение уровня удовлетворенности и доверия граждан); 3) социальные (повышение уровня занятости населения; повышение доступности и качества социальных услуг населению и услуг в сфере транспорта, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства); 4) экологические (улучшение экологической обстановки и, как следствие, качества жизни граждан); 5) экономические (рост отраслей экономики, в том числе инновационных секторов; рост деловой активности; появление новых точек роста экономики) |
Связь с показателями национальных целей | 1) увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года; 2) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; 3) вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; 4) формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; 5) создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; 6) улучшение качества городской среды в полтора раза; 7) достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; 8) увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов |