Действующий

Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Смоленской области (с изменениями на 11 декабря 2024 года)



2. Раздел "Карточка Стратегии (краткое содержание)"

Наименование Стратегии цифровой трансформации

Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Смоленской области

Срок реализации

период 2022 - 2024 годов

Краткое направление Стратегии цифровой трансформации

1) повышение уровня жизни граждан, проживающих на территории Смоленской области (далее - граждане);

2) стимулирование роста доходного потенциала Смоленской области;

3) улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования в Смоленской области

Что делаем?

в сфере "Образование":

1) внедряем, сопровождаем и обеспечиваем информационное продвижение: платформы "Библиотека цифрового образовательного контента" (базовый образовательный контент общего образования); платформы Маркетплейс (проведение экспертизы и доступ к вариативному цифровому контенту); платформы для развития профессиональных компетенций педагогических работников; сервиса цифрового портфолио обучающегося; сервиса, обеспечивающего выгрузку данных для цифрового профиля обучающегося; сервиса по автоматическому планированию реализации рабочих программ; сервиса автоматизированной проверки домашних заданий; автоматизированных сервисов для родителей по записи в дошкольное учреждение, школу, на ОГЭ, ЕГЭ и в организации дополнительного образования;

2) обеспечиваем межведомственное взаимодействие в системе образования на основе электронного документооборота;

3) внедряем механизмы принятия управленческих решений в системе образования на основе анализа больших данных, в том числе интеллектуальными алгоритмами на основе машинного обучения;

4) создаем автоматизированный механизм общественного контроля в сфере школьного питания.

В сфере "Здравоохранение":

1) создаем механизмы взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ);

2) оснащаем автоматизированными рабочими местами медицинских работников, электронными подписями врачей;

3) оснащаем медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения необходимым информационно-телекоммуникационным оборудованием, локальными вычислительными сетями, необходимым серверным оборудованием, криптографическим оборудованием для обеспечения защищенной сети передачи данных;

4) внедряем и эксплуатируем в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинские информационные системы, соответствующие требованиям Минздрава России;

5) развиваем региональную защищенную сеть передачи данных и обеспечиваем ее функционирование с подключением медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения;

6) развиваем подсистемы ЕГИСЗ для реализации комплексных социально значимых услуг в сфере здравоохранения в электронной форме в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ);

7) обеспечиваем межведомственное электронное взаимодействие медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения с учреждениями медико-социальной экспертизы; Фондом социального страхования Российской Федерации; Росгвардией; МВД России;

8) обеспечиваем информационное взаимодействие между подсистемами ЕГИСЗ и государственной информационной системой в сфере здравоохранения Смоленской области, медицинскими информационными системами медицинских организаций и иными информационными ресурсами и базами данных, ведение которых предусмотрено Правительством Российской Федерации, для обеспечения работы различных регистров;

9) обеспечиваем работу централизованных систем (подсистем) государственной информационной системы в сфере здравоохранения Смоленской области: управление скорой и неотложной медицинской помощью (в том числе санитарной авиации); управление льготным лекарственным обеспечением; управление потоками пациентов; ведение интегрированных электронных медицинских карт пациентов; телемедицинские консультации; лабораторные исследования; центральный архив медицинских изображений; организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями; организация оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями; организация оказания медицинской помощи по профилям "Акушерство и гинекология" и "Неонатология" (мониторинг беременных); организация оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры);

10) обучаем медицинских работников использованию централизованных систем (подсистем) государственных информационных систем в сфере здравоохранения по отдельным профилям оказания медицинской помощи;

11) реализуем модель оптимальной маршрутизации пациентов и контроля за состоянием здоровья пациента на всех этапах оказания медицинской помощи;

12) внедряем системы поддержки принятия врачебных решений (в том числе с применением искусственного интеллекта).

В сфере "Развитие городской среды":

1) обеспечиваем использование системы по управлению многоквартирными домами (МКД) и жилищно-коммунальной инфраструктурой, доступной и адаптированной для различных категорий граждан;

2) внедряем и расширяем использование технологий учета общественного мнения при определении приоритетов развития объектов городского хозяйства;

3) применяем новые цифровые технологии в региональном городском управлении, позволяющие собирать и агрегировать данные, анализ которых покажет, насколько эффективно функционирует система оказания региональных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

4) реализуем основные и дополнительные мероприятия стандарта "Умный город" Минстроя России.

В сфере "Транспорт и логистика":

внедряем и обеспечиваем функционирование единых цифровых сервисов для предоставления льгот и субсидий на транспорте, идентификации пассажиров, а также построения оптимальных маршрутов и информационно-навигационного построения пассажирских поездок.

В сфере "Государственное управление":

1) обеспечиваем на судебных участках мировых судей защищенное межведомственное электронное взаимодействие и защищенное подключение к сети Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие";

2) развиваем и обеспечиваем функционирование системы электронного документооборота для органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций;

3) обеспечиваем к 2023 году перевод массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный вид;

4) обеспечиваем применение дистанционных методов контроля (надзора);

5) обеспечиваем использование ЕПГУ для направления гражданами и юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, сообщений и обращений;

6) обеспечиваем функционирование проектного офиса с участием АНО "Диалог Регионы" (центра управления регионом) в целях обработки обращений и сообщений (жалоб) от жителей, в том числе публикуемых жителями в социальных сетях.

7) трансформируем внутренние и межведомственные процессы реагирования на чрезвычайные ситуации за счет внедрения цифровых инструментов: межведомственной платформы прогноза наступления чрезвычайных ситуаций; экосистемы обмена, накопления и глубокой аналитики данных; технологий искусственного интеллекта и машинного обучения; автоматизированных сервисов информирования.

В социальной сфере:

1) обеспечиваем интеграцию ведомственных информационных систем, используемых при назначении мер социальной поддержки, с Единой государственной информационной системой социального обеспечения;

2) переводим меры социальной поддержки в формат "Социальное казначейство";

3) наполняем банки данных льготных категорий граждан в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО);

4) используем цифровые технологии и платформенные решения для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

5) внедряем цифровую платформу долговременного ухода;

6) внедряем механизмы предоставления услуг в области содействия занятости населения в электронном виде посредством системы "Работа в России";

7) обеспечиваем использование единого телефонного номера и текстовых каналов (службы коротких сообщений - SMS, онлайн-чата) в целях информирования граждан в круглосуточном режиме по вопросам предоставления мер социальной поддержки на безвозмездной основе;

8) создаем автоматизированный механизм ведения учета фактически оказанных социальных услуг различным категориям населения.

В сфере "Промышленность":

1) обеспечиваем формирование цифровых паспортов промышленных предприятий и промышленных данных на платформе Государственной информационной системы промышленности (ГИСП);

2) применяем прогностические модели на базе искусственного интеллекта для проактивного оказания мер государственной поддержки промышленным предприятиям.

В сфере "Сельское хозяйство":

1) ведем цифровой реестр информации о землях сельхозназначения;

2) внедряем механизм автоматического прогнозирования урожайности основных сельскохозяйственных культур;

3) оцифровываем ключевые данные в сфере животноводства.

В сфере "Туризм":

используем большие данные для оценки туристического потенциала развития региона.

В сфере "Экология и природопользование":

1) внедряем механизмы автоматизации взаимодействия органов государственной власти и водопользователей;

2) обеспечиваем представление в федеральную государственную информационную систему "Единый фонд геологической информации о недрах" (ФГИС "ЕФГИ") сведений о геологической информации и в федеральную государственную информационную систему "Автоматизированная система лицензирования недропользования" (ФГИС "АСЛН") сведений об объектах распределенного и нераспределенного фонда недр;

3) развиваем использование региональных систем управления региональными особо охраняемыми природными территориями; управления лесным комплексом; управления охотресурсами.

Для решения общеотраслевых задач:

1) обеспечиваем функционирование Единой информационной системы планирования, реализации и контроля выполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации;

2) развиваем необходимую телекоммуникационную инфраструктуру для обеспечения широкополосным доступом к сети "Интернет" социально значимых объектов;

3) создаем, развиваем и обеспечиваем использование интернет-сайта для популяризации ИТ-специальностей в Смоленской области;

4) обучаем трудоспособных граждан компетенциям цифровой экономики

(в ред. распоряжения Губернатора Смоленской области от 05.10.2021 N 1239-р)

Кто делает?

Министерство цифрового развития Смоленской области

(в ред. распоряжения Губернатора Смоленской области от 25.12.2023 N 672-р)

Результаты Стратегии цифровой трансформации до 2024 года

в сфере "Образование":

1) школьники и учителя имеют бесплатный доступ к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам, позволяющим реализовать программы общего образования любого уровня сложности;

2) школьники могут использовать цифровое портфолио для поступления в организации среднего профессионального образования, высшего образования, а также при трудоустройстве;

3) 100% межведомственного взаимодействия в системе образования осуществляется на основе электронного документооборота;

4) родители имеют возможность записать детей в дошкольные учреждения, школы и программы дополнительного образования по принципу 5 OK (проактивная запись в дошкольное учреждение, в школу, на ОГЭ, ЕГЭ и в организации дополнительного образования);

5) 100% педагогических работников доступны сервисы по автоматическому планированию реализации рабочих программ, автоматизированной проверке домашних заданий, таргетированному подбору программ повышения квалификации;

6) школьники имеют возможность через мобильное приложение принимать участие в оценке качества школьных обедов.

В сфере "Здравоохранение":

1) гражданам доступны цифровые медицинские сервисы, в том числе хранения медицинских документов, использования телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов, заказа справок в онлайн-формате и пр.;

2) медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения оснащены необходимым современным информационно-телекоммуникационным оборудованием;

3) организованы своевременное обеспечение населения льготными лекарственными препаратами и мониторинг остатков лекарственных препаратов в медицинских и аптечных организациях за счет автоматизации данных процессов;

4) снижены уровни госпитализации, реабилитации и смертности, ведется контроль качества оказания медицинской помощи за счет обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и поддержки принятия врачебных решений.

В сфере "Развитие городской среды":

1) 100% пользователей ЕПГУ уведомляются о плановых отключениях горячей воды, могут подать заявку на перепланировку в онлайн-формате, имеют возможность проведения собраний собственников жилья в онлайн-формате, имеют возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг в онлайн-формате;

2) 100% многоквартирных домов внесены в систему технического учета жилищного фонда;

3) 100% жителей городов старше 14 лет имеют возможность принять участие в решении вопросов городского развития в онлайн-формате;

4) 100% единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов подключены к Единой системе мониторинга инцидентов и аварий на объектах ЖКХ; в ресурсоснабжающих организациях внедряются системы диспетчеризации;

5) ведется автоматизированный контроль за выполнением работ дорожной и коммунальной техники.

В сфере "Транспорт и логистика":

увеличена средняя скорость перемещения пассажиров в городском общественном транспорте; сокращено время ожидания городского общественного транспорта; повышена мобильность граждан за счет создания "зеленого цифрового коридора пассажира".

В сфере "Государственное управление":

1) обеспечена необходимая инфраструктура для приема мировыми судами исковых заявлений, направляемых в электронном виде, и организации участия в заседаниях мировых судов в режиме видео-конференц-связи;

2) снижены трудовые, временные и материальные затраты органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, связанные с организацией делопроизводства и документооборота, за счет развития системы электронного документооборота;

3) граждане могут заказывать и получать результаты предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

4) повышена эффективность разработки систем и сервисов оказания государственных услуг, в том числе обеспечено ускорение ИТ-производства от идеи до реализации (time-to-market);

5) снижена административная нагрузка на бизнес за счет снятия административных барьеров при получении лицензионных и разрешительных документов и применения дистанционных методов контроля;

6) повышены качество и оперативность взаимодействия граждан и организаций с государством.

7) минимизированы риски наступления чрезвычайных ситуаций и обеспечено своевременное информирование заинтересованных лиц (органов власти, сил реагирования, населения) о возникновении кризисных ситуаций.

В социальной сфере:

1) меры социальной поддержки предоставляются в электронном виде в проактивном (беззаявительном) порядке;

2) исключен сбор с граждан документов при предоставлении мер социальной поддержки регионального и муниципального уровней; сокращен срок предоставления мер социальной поддержки;

3) обеспечена возможность осуществления контроля качества предоставления гражданам социальных услуг посредством проведения гражданином оценки объема, периодичности и качества оказанных услуг, а также реализации механизма рейтингования поставщиков социальных услуг;

4) минимизирована необходимость очного посещения центров занятости населения;

5) информирование граждан по вопросам предоставления мер социальной поддержки осуществляется в круглосуточном режиме, в том числе с использованием службы коротких сообщений - SMS, онлайн-чата.

В сфере "Промышленность":

1) доступна информация о технологических и производственных возможностях предприятий; сокращено время формирования промышленных данных;

2) проактивно с использованием прогностических моделей на базе искусственного интеллекта оказываются меры государственной поддержки промышленным предприятиям.

В сфере "Сельское хозяйство":

1) обеспечены полнота и достоверность данных о ситуации в сельскохозяйственной отрасли и на продовольственном рынке за счет оцифровки 100% ключевых данных в сфере животноводства и растениеводства;

2) внедрен механизм автоматического прогнозирования урожайности основных сельскохозяйственных культур.

В сфере "Туризм":

формируется "портрет туриста" на основе актуальных и полных данных о турпотоке.

В сфере "Экология и природопользование":

1) сокращены трудовые и временные затраты на исполнение полномочий по регистрации договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование;

2) актуализированы сведения обо всей геологической информации, об участках недр местного значения и лицензиях на пользование участками недр местного значения;

3) для граждан и бизнеса доступна информация в электронном виде о состоянии заповедной системы и об услугах, предоставляемых на особо охраняемых природных территориях;

4) повышена эффективность мероприятий по контролю за состоянием лесного комплекса (в том числе снижено число незаконных рубок; увеличена доля ликвидированных в первые сутки лесных пожаров; увеличена площадь лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений) за счет комплексной автоматизации деятельности по данному направлению;

5) обеспечены доступность и актуальность информации об охотничьих угодьях и охотничьих ресурсах, их использовании и сохранении.

В части решения общеотраслевых задач:

1) минимизированы расходы и трудозатраты на реализацию организационных мер по защите информации; достигнута прозрачность, обоснованность, прогнозируемость и управляемость таких мер; снижены риски финансовых потерь, связанных с нарушением функционирования информационных систем и возможным хищением информации;

2) функционирует координационный центр ИТ-стажировок для выпускников образовательных организаций; уменьшен дефицит ИТ-кадров в организациях региона;

3) организовано ежегодное обучение трудоспособных граждан в целях освоения компетенций цифровой экономики;

4) 100% социально значимых объектов Смоленской области (фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, государственные (муниципальные) образовательные организации, реализующие программы общего образования и (или) среднего профессионального образования, органы местного самоуправления, пожарные части и пожарные посты, территориальные органы Росгвардии) обеспечены высокоскоростным доступом к сети "Интернет"

(в ред. распоряжения Губернатора Смоленской области от 05.10.2021 N 1239-р)

Бенефициары Стратегии цифровой трансформации

1) граждане;

2) школьники;

3) родители (законные представители) обучающихся образовательных организаций;

4) молодежь;

5) безработные (неработающие);

6) туристы (внутренние);

7) госслужащие;

8) исполнительные органы Смоленской области;

9) государственные компании и организации;

10) организации - образование общее;

11) организации - образование профессиональное;

12) организации - высшее образование;

13) организации - образование дополнительное;

14) организации - деятельность в области здравоохранения;

15) организации - сельское хозяйство и охота;

16) организации - лесное хозяйство (включая лесозаготовку);

17) организации - добыча других полезных ископаемых;

18) организации - водоснабжение, водоотведение;

19) организации - обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха;

20) организации - деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги;

21) коммерческие организации;

22) инвесторы;

23) занятые в сфере (отрасли) - образование общее;

24) занятые в сфере (отрасли) - деятельность в области здравоохранения;

25) занятые в сфере (отрасли) - деятельность в области социальных услуг

(в ред. распоряжения Губернатора Смоленской области от 30.08.2022 N 1125-р)

Ресурсы

1) федеральный бюджет;

2) региональный бюджет

Долгосрочные социально-экономические эффекты

1) бюджетные (дополнительные налоговые поступления);

2) имиджевые (повышение уровня удовлетворенности и доверия граждан);

3) социальные (повышение уровня занятости населения; повышение доступности и качества социальных услуг населению и услуг в сфере транспорта, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства);

4) экологические (улучшение экологической обстановки и, как следствие, качества жизни граждан);

5) экономические (рост отраслей экономики, в том числе инновационных секторов; рост деловой активности; появление новых точек роста экономики)

Связь с показателями национальных целей

1) увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года;

2) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

3) вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

4) формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;

5) создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

6) улучшение качества городской среды в полтора раза;

7) достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

8) увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов