Действующий

Об утверждении региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Алтайского края" (с изменениями на 30 октября 2024 года)



План мероприятий по устранению дефицита медицинских кадров

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей

Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей

Средний КОМК - кадровая ситуация стабильна, на уровне показателей Российской Федерации

Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация

Крайне высокий КОМК - положительная кадровая ситуация

8 муниципальных образований

8 муниципальных образований

23 муниципальных образования

19 муниципальных образований

0 муниципальных образований

1

2

3

4

4

1. Принятие мер по ликвидации кадрового дефицита медицинских работников.

2. Адресная поддержка специалистов, направляемых в медицинские организации.

3. Постоянный мониторинг движения кадров.

4. Реализации регионального плана мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%.

5. Жесткий контроль Минздрава Алтайского края программных мероприятий с целью устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности кадрами.

6. Расширение функциональных обязанностей медицинских сестер; внедрение новых моделей деятельности.

7. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

8. Взаимодействие с центрами трудоустройства выпускников образовательных медицинских организаций высшего и среднего образования.

9. Предоставление мер социальной поддержки, в т.ч. обеспечение жильем, предоставление единовременных выплат при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсация расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

10. Расширение программы "Земский доктор/Сельский фельдшер"

1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников.

2. Реализации регионального плана мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%.

3. Привлечение в отрасль молодых специалистов; организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации.

4. Расширение функциональных обязанностей медицинских сестер; внедрение новых моделей деятельности.

5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

6. Взаимодействие с центрами трудоустройства выпускников образовательных медицинских организаций высшего и среднего образования.

7. Анализ штатных расписаний медицинских организаций, исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов.

8. Расширение мер социальной поддержки, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсация расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

9. Расширение программы "Земский доктор/Сельский фельдшер"

1. Плановая работа по сокращению кадрового дефицита медицинских работников.

2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи; перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом.

3. Расширение функциональных обязанностей медицинских сестер; внедрение новых моделей деятельности.

4. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи.

7. Расширение мер социальной поддержки, в т.ч. обеспечение жильем, предоставление единовременных выплат при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсация расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

8. Расширение программы "Земский доктор/Сельский фельдшер"

1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов.

2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствии с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи.

3. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи; перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью улучшения доступности врачебной помощи.

6. Расширение мер социальной поддержки, в т.ч. обеспечение жильем, предоставление единовременных выплат при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсация расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

7. Расширение программы "Земский доктор/Сельский фельдшер"


2) Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей.


Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Алтайского края; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; проведение организационно-штатных мероприятий.


Здравоохранение Алтайского края на протяжении последних лет характеризуется кадровым дефицитом.


Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.


При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:


особенности половозрастного состава населения;


уровень и структура заболеваемости населения;


уровень и структура смертности населения;


географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.


Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год сбалансирована не в полном объеме. Утвержденные нормативы медицинской помощи в части обязательного медицинского страхования на 1 застрахованное лицо: для скорой медицинской помощи, для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (в том числе для проведения медосмотров, включая диспансеризацию), для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, для медицинской помощи в неотложной форме, для медицинской помощи в условиях дневных стационаров, для медицинской помощи в условиях дневных стационаров по профилю "онкология", для медицинской помощи по профилю "медицинская реабилитация в специализированных медицинских организациях и реабилитационных отделениях медицинских организаций, для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по профилю "онкология", для медицинской помощи при экстракорпоральном оплодотворении. Утвержденный норматив для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях превышает федеральный норматив. Утвержденные нормативы медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета на 1 жителя не соответствуют в полном объеме федеральным показателям.


Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.


Совместно с ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения на 2020 год (общая потребность на 2020 год - 573 человека, из них, врачей-онкологов - 47, врачей-оториноларингологов - 43, врачей-педиатров - 19, врачей-педиатров участковых - 107, врачей-терапевтов - 25, врачей - терапевтов-участковых - 227, врачей общей практики (семейные) - 29, врачей-инфекционистов - 10, врачей-дерматовенерологов - 9, врачей-психиатров - профицит 17, врачей - травматологов-ортопедов - 42, врачей-фтизиатров - 2, врачей-патологоанатомов - 9, и врачей скорой медицинской помощи - 67 человек.


Сложившееся положение приводит к повышению нагрузки на врачей по сравнению с нормативными (оториноларингологи, офтальмологи, хирурги, эндокринологи). Нагрузка на 1 должность ниже установленного норматива - (акушеры-гинекологи, гастроэнтерологи, гериатры, кардиологи, онкологи, педиатры, стоматологи). Для обеспечения выполнения показателя числа посещений в год на 1,0 занятую ставку изменен режим работы поликлиник, что позволяет обеспечить доступность медицинской помощи в удобное время для населения.