5.5. Информация об организации осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), о мероприятиях по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется в соответствии со ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации. Предметом деятельности федерального государственного лесного надзора является проверка соблюдения требований лесного законодательства в лесах и требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, установленных международными, федеральными и областными нормативными правовыми актами. Управление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области осуществляет деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению нарушений в сфере лесных отношений, допущенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. В соответствии с ч. 1 ст. 97 ЛК РФ при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) проводится федеральный государственный пожарный надзор в лесах. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется отделом федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и Тюменским, Тобольским, Ишимским межрайонными отделами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области. Полномочиями по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) наделено также государственное казенное учреждение Тюменской области "Тюменское управление лесами". Должностные лица органов федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются государственными лесными инспекторами или лесничими. Специалисты Департамента лесного комплекса Тюменской области и подведомственного ему учреждения (ГКУ ТО "Тюменское управление лесами") осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств в пределах полномочий, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах региона установлен распоряжением Правительства Тюменской области от 22.07.2013 N 1383-рп "Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах Тюменской области", а также распоряжением Департамента лесного комплекса Тюменской области от 23.04.2012 N 69-ГК "Об утверждении перечня должностных лиц (государственных лесных инспекторов), осуществляющих государственный лесной контроль и надзор в Тюменской области".
Штатная численность специалистов, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), в 2017 году составила 195 человек, фактическая численность - 189 человек. В среднем в расчете на 1 должностное лицо, уполномоченное осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, проведено 4,8 проверок, 134,5 мероприятий по контролю, выявлено 8,03 нарушений, 6,21 составленных протоколов, направлено 4,7 материалов в другие органы.
В целях повышения эффективности осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на территории Тюменской области предусмотрено поэтапное доведение численности государственных лесных инспекторов до норматива патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), утвержденного приказом Минприроды России от 21.01.2014 N 21, за счет средств федерального бюджета.
В целях осуществления федерального государственного лесного надзора в лесах Тюменской области проводятся плановые и внеплановые проверки деятельности лесопользователей, патрулирование территории лесного фонда области, рейдовые мероприятия, межведомственное взаимодействие, в том числе с правоохранительными органами и органами прокуратуры. Межведомственное взаимодействие с правоохранительными органами осуществляется на основании приказа прокуратуры Тюменской области, ГУ МЧС России по Тюменской области, Департамента лесного комплекса Тюменской области от 12.04.2012 N 39/179/47/476 "О порядке взаимодействия в пожароопасный сезон", плана проведения совместных мероприятий Департаментом лесного комплекса Тюменской области и УМВД России по Тюменской области по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и административных правонарушений в лесопромышленном комплексе. При осуществлении проверок юридических лиц и предпринимателей осуществляется также информационное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления.
Одним из действенных направлений реализации Плана по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины на 2017 - 2020 годы является в Тюменской области действие Межведомственной комиссии по борьбе в сфере с нарушениями лесного законодательства и использованию лесных ресурсов под председательством заместителя Губернатора, в состав которой входят руководители Департамента лесного комплекса Тюменской области, управления МВД, управления экономической безопасности и противодействия коррупции, управления по вопросам миграции, следственного управления, управления ГИБДД, управления федеральной налоговой службы, управления Росприроднадзора, Тюменской таможни, линейного управления внутренних дел на транспорте, органов местного самоуправления. Перспективным направлением реализации Плана является дистанционный мониторинг за незаконными рубками, осуществляемый посредством получения и дешифрирования космических снимков лесов на территории лесного фонда.
В ходе проверок, осуществляемых государственными лесными инспекторами, гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям разъясняются основные положения лесного законодательства. Проводится информационно-профилактическая деятельность, которая направлена на доведение до сведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей данных о состоянии и планировании надзора и контроля за соблюдением лесного законодательства, а также требований пожарной безопасности в лесах.
В структуре нарушений требований лесного законодательства в лесах, обнаруженных в 2017 году при осуществлении государственного лесного надзора, 94,0% составляют незаконные рубки лесных насаждений, 2,3% - самовольное использование лесов, 3,7% - приходится на прочие нарушения лесного законодательства. Динамика выявляемости нарушителей лесного законодательства следующая: 2013 год - 94,2%, 2014 год - 92,6%, 2015 год - 87,4%, 2016 год - 88,7%, 2017 год - 89,2%.
Материалы по результатам надзорной деятельности направляются в правоохранительные и судебные органы, органы дознания, судебным приставам. По выявленным в результате проведения проверок и мероприятий по контролю нарушениям применяются меры административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.
В таблице 5.5.1 приведены результаты осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах в предшествующем периоде.
Таблица 5.5.1 - Количественные показатели контрольно-надзорной деятельности в 2013 - 2017 годах
Наименование показателя | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Проведено проверок соблюдения требований лесного законодательства, ед. | 185 | 199 | 156 | 113 | 24 |
Выявлено нарушений лесного законодательства, ед. | 2434 | 1423 | 1059 | 1191 | 1519 |
Возбуждено административных дел за нарушение лесного законодательства, ед. | 2171 | 1248 | 830 | 964 | 1174 |
Вынесено постановлений о назначении адм. наказания | 2063 | 1213 | 824 | 796 | 1220 |
Наложено административных штрафов, тыс. руб. | 5654,4 | 3431,2 | 4536,7 | 8294,9 | 10868,7 |
Взыскано административных штрафов на конец периода, % от общей суммы | 89 | 93,6 | 80,4 | 71,2 | 74,4 |
Вынесено предписаний об устранении нарушений административного законодательства | 803 | 448 | 321 | 243 | 8 |
Оценка деятельности федерального государственного надзора за 2016 - 2017 годы показала:
- плановые проверки проведены в полном объеме без нарушений законодательства о порядке их проведения;