В Алтайском крае транспортная система является одной из базовых отраслей экономики. Важнейшая составляющая производственной и социальной инфраструктуры представлена воздушным, автомобильным, железнодорожным, водным и общественным пассажирским видами транспорта.
Для обеспечения потребности в авиационных перевозках в Алтайском крае функционирует аэропорт Барнаул, пассажиропоток которого динамично возрастает ежегодно. Региональные воздушные перевозки выполняются на условиях субсидирования. На территории региона производственную деятельность ведет авиакомпания - ООО "Алтайские авиалинии".
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в крае - 15784 км. Мостовых сооружений на автомобильных дорогах Алтайского края регионального или межмуниципального значения - 780 шт. (28,8 тыс. пог. м). Кроме того, в крае: 1027,3 км автомобильных дорог федерального значения (на них 84 моста), 37466 км автомобильных дорог местного значения. Всего - 53250 км автомобильных дорог.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 05.03.2022 N 73)
Функционирование железнодорожного транспорта на территории Алтайского края обеспечивает Алтайское территориальное управление Западно-Сибирской железной дороги - филиал ОАО "РЖД". Промышленный железнодорожный транспорт - Алтайское отделение акционерного общества "Сибпромжелдортранс". Организацию и управление пассажирскими железнодорожными перевозками в дальнем следовании осуществляет Алтайский производственный участок Сибирского железнодорожного агентства Западно-Сибирского филиала АО "Федеральная пассажирская компания" (АО "ФПК"), в пригородном сообщении - АО "Алтай-Пригород".
Железнодорожное сообщение имеют более половины административных районов края (37 из 59). Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования составляет 1570 км.
По территории региона проходит железная дорога, связывающая Среднюю Азию с Транссибирской магистралью. По территории Алтайского края проходят автомагистрали, соединяющие Россию с Монголией, Казахстаном, государствами Центральной Азии.
Зона обслуживания водного транспорта края охватывает четвертую часть территории региона, функционируют два речных порта и три пристани.
В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве в сфере реализации проекта развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта в границах Алтайского края перевезено более 4,86 млн тонн грузов, в том числе с автомобильного на внутренний водный транспорт переориентировано около 4,2 млн тонн.
Сохранены пассажирские перевозки на внутреннем водном транспорте. В границах Алтайского края проходят три социально значимых пассажирских маршрута: "Барнаул - Рассказиха" протяженностью 31 км, "Барнаул - Бобровка" протяженностью 22 км, "Барнаул - Кокуйское" протяженностью 69 км.
По автомобильным дорогам края организовано транспортное сообщение по 25 международным автобусным маршрутам, связывающим Алтайский край и другие регионы Сибири с Казахстаном, Киргизией, а также по 76 межрегиональным автобусным маршрутам, обеспечивающим беспересадочное автобусное сообщение с соседними регионами Сибири. Сеть межмуниципальных автобусных маршрутов насчитывает 238 маршрутов (по состоянию на 01.01.2021) и охватывает все города и райцентры Алтайского края, а также 652 сельских населенных пункта края. Маршрутная сеть муниципальных районов (округов) состоит из 203 маршрутов, обеспечивая 569 сельских населенных пункта.
В городах Барнаул, Бийск, Рубцовск, Новоалтайск доля городского общественного транспорта составляет 85%. В связи с этим необходимо комплексное решение для улучшения обслуживания населения городов края общественным транспортом.
На территории края активно развивается газозаправочная инфраструктура, позволяющая значительно сократить расходы на топливо, а также снизить негативное влияние транспорта на окружающую среду.
Среди различных видов общественного городского транспорта наиболее экономичным, экологически чистым, эффективным и социально значимым является электрический транспорт. Развитая сеть трамвайных путей и троллейбусных линий в городах Барнаул, Бийск, Рубцовск, охватывающая жилую и промышленную зоны, позволяет перевозить 35 - 48% всего количества перевезенных пассажиров общественным транспортом указанных городов. Однако основной проблемой, снижающей привлекательность данного вида транспорта, является высокий износ подвижного состава, который составляет 80 - 97%.