В целях актуализации мероприятий программы "Развитие предприятий промышленности строительных материалов на территории Костромской области до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года" администрация Костромской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации Костромской области от 26 октября 2016 года N 404-а "Об утверждении программы "Развитие предприятий промышленности строительных материалов на территории Костромской области до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года" (в редакции постановлений администрации Костромской области от 27.08.2018 N 362-а, от 17.12.2018 N 554-а, от 28.10.2019 N 422-а) следующие изменения:
1) в заголовке слова "до 2020 года" заменить словами "до 2024 года";
2) в пункте 1 слова "до 2020 года" заменить словами "до 2024 года";
3) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов (округов) и городских округов Костромской области при разработке и реализации программы "Развитие предприятий промышленности строительных материалов на территории муниципального района (округа) и городского округа до 2024 года и дальнейшую перспективу до 2030 года" руководствоваться положениями Программы.";
4) в программе "Развитие предприятий промышленности строительных материалов на территории Костромской области до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года" (приложение):
в заголовке слова "до 2020 года" заменить словами "до 2024 года";
в главе 1 "Паспорт программы "Развитие предприятий промышленности строительных материалов на территории Костромской области до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года":
в заголовке слова "до 2020 года" заменить словами "до 2024 года";
в пункте 1 слова "до 2020 года" заменить словами "до 2024 года";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем средств составляет 47 157 140,00 тыс. рублей, в том числе внебюджетные источники - 47 157 140,00 тыс. рублей"; |
пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Анализ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года:
1) планируемое строительство жилья, социально-культурных объектов по годам до 2030 года.
Общий объем жилищного фонда Костромской области по состоянию на 1 января 2021 года составил 18,3 млн. кв. метров общей площади, в том числе:
городской жилищный фонд - 12,7 млн. кв. метров;
сельский жилищный фонд - 5,6 млн. кв. метров.
Основные показатели жилищного хозяйства Костромской области на конец 2020 года отражены в таблице N 1 настоящей Программы.
Таблица N 1
Основные показатели жилищного хозяйства Костромской области на конец 2020 года
2020 | |
Жилищный фонд - всего, тыс. кв. м | 18272,43 |
в том числе | |
городской жилищный фонд | 12698,28 |
сельский жилищный фонд | 5574,15 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м | 29,1 |
Число квартир в жилых домах, тысяч | 348,7 |
Средний размер одной квартиры, кв. м общей площади жилых помещений | 51,8 |
Число многоквартирных жилых домов и домов блокированной застройки, единиц | 36754 |
Число жилых домов (индивидуально-определенных зданий), единиц | 93956 |
Объемы ввода жилья (к целевым показателям) за последние 10 лет отражены в таблице N 2 настоящей Программы.
Таблица N 2
Информация об объемах ввода жилья с указанием целевых показателей за период с 2010 по 2020 годы
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
Целевой показатель, кв. метров | 185,0 | 190,0 | 200,0 | 212,0 | 250,0 | 290,0 | 295,0 | 310,0 | 270,0 | 190,0 | 247,0 |
Объем ввода жилых домов, кв. метров | 151,4 | 156,4 | 204,7 | 228,2 | 328,3 | 322,4 | 309,2 | 310,2 | 196,9 | 211,8 | 258,5 |
Рисунок не приводится.
В 2020 году введено в эксплуатацию 258,516 тыс. кв. метров жилых домов. Построено 984 дома, в том числе 939 - индивидуальных жилых домов, 45 - многоквартирных домов.
Таким образом, в 2020 году основной целевой показатель регионального проекта "Жилье" выполнен на 104,7%, объем жилищного строительства в Костромской области составил 122,0% по отношению к 2019 году.
По итогам 2020 года Костромская область занимает 67 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по объемам введенного жилья и 7 место по приросту вводимого жилья по отношению к 2019 году.
Ввод жилья на человека по итогам 2020 года составил 0,41 кв. м (123,1% к уровню 2019 года). Костромская область занимает 55 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по вводу жилья на 1 человека.
При анализе рынка жилищного строительства на территории области за период с 2012 по 2020 годы максимальные показатели ввода жилья свыше 300 тыс. кв. м пришлись на 2014-2017 годы. Увеличение темпов жилищного строительства с 2012 года привело к перенасыщению рынка жилья в 2017 году и, как следствие, снижению его стоимости. Данное обстоятельство негативно отразилось на деятельности застройщиков и привело к появлению проблемных объектов. Таким образом, с учетом социально-экономических условий региона (уровень доходов и снижение численности населения) оптимальный годовой объем ввода жилья составляет 220-250 тыс. кв. метров, или 0,4 кв. м на человека в год.
На территории области строительство жилья осуществляется как организациями-застройщиками, так и населением. Отметим, что в 2020 году 53% от общего объема введенного жилья было обеспечено населением за счет собственных и заемных средств. В целом по Российской Федерации доля индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) в общем объеме введенного жилья составила 48%.
На территории Костромской области преобладает строительство малоэтажного жилья, что связано с изменением отношения к ИЖС в российском обществе в целом и является актуальным для большого количества потребителей. Это и возможность иметь в непосредственной близости приусадебный участок, личное подсобное хозяйство, и большая по сравнению с квартирой площадь, которую можно приобрести за те же деньги, - все эти факторы сохраняют спрос на индивидуальные жилые объекты постоянным у городских и сельских жителей. В настоящее время новые дома коттеджного типа приобретают семьи в возрасте 35-45 лет с детьми и семейные пары возрастной группы 50-60 лет.
Развитие ИЖС необходимо для повышения доступности жилья для широких слоев населения. Это актуально для категорий граждан, доходы которых позволяют приобретать жилье в собственность с использованием накопительных и кредитных механизмов, а также различных форм муниципальной поддержки.
В настоящее время на территории города Костромы и Костромского муниципального района Костромской области осуществляется строительство малоэтажной и индивидуальной жилой застройки в микрорайоне "Южный", в микрорайоне "Экоград" (Бакшеевское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области), ЖК "Европейский", ЖК "Малиновка", поселке Первый.
В утвержденных границах города в качестве потенциально возможных к освоению могут рассматриваться две территории - в районе хутора Чернигино и северо-восточнее поселка Волжский.
Также в целях перспективного строительства индивидуального и малоэтажного жилья на территории города предусмотрены следующие площадки, расположенные на землях, государственная собственность на которые не разграничена: в районе поселка Рыбное; улица Гидростроительная; садоводческие товарищества "Веснянка" и "Журавлик"; район застройки "Солоница"; восточнее СНТ "Струя-2".
Кроме того, администрациями Костромского муниципального района Костромской области и города Костромы проводятся мероприятия по утверждению проектов изменений в Генеральный план города Костромы, предусматривающего включение части незастроенных территорий, по итогам внесения которых под жилищное строительство на территории города Костромы может быть вовлечено около 643,33 га.
Одновременно с назначением меняются и требования к ИЖС - становятся востребованы современные технологии и строительные материалы.
Объемы планируемого строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов на территории Костромской области до 2030 года указаны в приложении N 2 к настоящей Программе.
Основными мероприятиями по развитию жилищного строительства на территории Костромской области являются:
обеспечение ввода жилья, в том числе в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства;
вовлечение земельных участков в целях жилищного строительства;
снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства;
модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства.
Одновременно с этим существуют негативные факторы (риски):