Наименование показателя | Ед. изм. | Значение показателя |
Численность населения Воронежской области на 01.01.2021 | чел. | 2 305 608 |
Объем образования твердых коммунальных отходов (по данным экспертной оценки) | т/год | 1 327 852,58 |
Объем образования/поступления твердых коммунальных отходов (по информации 2-ТП (отходы) за 2020 год) | т/год | 838 559,0 |
Объемы отходов, размещаемых на полигонах ТКО и свалках, по данным регионального кадастра отходов Воронежской области на 01.01.2021 | т/год | 1 094 581,0 |
В основу прогноза объемов образования ТКО по данным экспертной оценки был положен прогноз численности населения муниципальных образований Воронежской области на период до 2030 года. Прогноз выполнен методом экстраполяции тенденций, характерных для периода 2010 - 2020 годов, на временной отрезок 2020 - 2030 годов. Выбор подобного метода определяется рядом факторов:
- отсутствуют официально утвержденные прогнозные документы, содержащие демографические показатели на период до 2030 года в разрезе муниципальных образований области;
- прогнозирование с использованием детальной информации по всем аспектам демографических процессов в муниципалитетах (естественное и механическое движение населения) не представляется возможным ввиду отсутствия информации;
- официальный документ системы стратегического планирования Воронежской области - Прогноз социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период до 2035 года, утвержденный постановлением правительства Воронежской области от 04.05.2018 N 386, содержит данные только в целом по региону и в своей демографической части носит скорее целевой, нежели объективный характер. Согласно этому документу население области растет, хотя все статистические показатели с начала 2000-х годов демонстрируют противоположную тенденцию.
Прогноз объемов образования ТКО на период до 2030 года выполнен на основании данных экспертной оценки (расчетный метод) образования ТКО. Основной параметр, лежащий в основе определения количества образующихся ТКО, - установленные в Воронежской области нормативы накопления ТКО (см. раздел 2.2.3). Следует отметить, что в целом нормативы накопления ТКО, утвержденные для Воронежского межмуниципального кластера несколько выше, чем для муниципальных образований, включенных в другие межмуниципальные кластеры, поскольку определены для метрополитенского ареала, характеризующегося высоким уровнем доходов населения и соответствующим уровнем потребления.
Масштабы образования ТКО у хозяйствующих субъектов, за исключением домовладений, определены на основании утвержденных для Воронежской области нормативов накопления ТКО. Общие объемы образования ТКО в муниципалитетах Воронежской области представляют собой сумму отходов жилищного сектора и общественных пространств.
По данным представленного варианта прогноза объемы накопления ТКО в области незначительно возрастут с 1477,1 тыс. тонн в 2020 году до 1522,6 тыс. тонн в 2030 году.
В прогнозе имеет место тенденция сокращения численности населения в муниципальных районах, соответственно, количество образующихся ТКО в них снижается. Рост общего количества ТКО для Воронежской области обусловлен тенденцией роста населения именно в Воронежском межмуниципальном кластере, где нормативы образования ТКО существенно выше, чем на других территориях.
Согласно справочным данным, при расчете прогнозного количества образующихся ТКО необходимо учитывать годовое увеличение нормативов накопления отходов (при совместном сборе отходов): по объему на 1,5%, по массе на 0,3 - 0,5%. С другой стороны, имеет место и обратная тенденция: при введении раздельного накопления ТКО и раздельного сбора отходов, количество ТКО как отходов, представляющих собой смесь веществ, материалов, изделий будет сокращаться за счет роста количества выделенных при сборе потоков однородных отходов: бумаги и картона, продукции из пластмасс и полимерных материалов, стекла, резинотехнических изделий и шин, изделий из древесины, текстиля, др., имеющих ресурсную и/или энергетическую ценность. Ответственность производителей за отходы от использования товаров, установленная в Российской Федерации, а также федеральный запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, направлены таким образом на сокращение объемов образования ТКО.
Уточнение расчетного количества образования ТКО (по данным экспертной оценки), представленного в Территориальной схеме, целесообразно провести сразу после появления данных фактического учета образующихся ТКО от населения, от различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО - юридических лиц. В дальнейшем корректировку сведений об объемах образующихся ТКО и прогноз целесообразно проводить не реже, чем один раз в пять лет.
В таблицах 2.26 - 2.35 представлены прогнозные показатели количества образующихся ТКО в разрезе городских округов и муниципальных районов Воронежской области в период 2021 - 2030 годов. Указанные значения положены в основу расчета прогнозных значений предельных тарифов в области обращения с ТКО (раздел 10 Территориальной схемы).