В последние годы туристская индустрия, в том числе региональная, развивается под влиянием ряда глобальных трендов, кардинально меняющих ее среду:
увеличение доли самостоятельных туристов в общем туристском потоке. С учетом указанного тренда важную роль в туристической индустрии, помимо туроператорских и турагентских компаний, играют предприятия гостиничной сферы, транспорта, общественного питания и торговли, участвующие в обслуживании индивидуальных туристов. По данным мониторинга состояния туристской индустрии и туристских ресурсов Архангельской области, организованный поток туристов в регион составляет около 10 процентов;
цифровизация туризма. Повышается уровень информированности о туристском потенциале, расширяются возможности самостоятельного планирования и осуществления путешествий благодаря высокому уровню цифровизации туристической индустрии, появлению мега-агрегаторов и развитию онлайн-бронирования (например, AirBnb и Booking.com);
города как основная движущая сила развития туризма. Для обеспечения устойчивой конкурентоспособности городам недостаточно полагаться на историческое наследие и довольствоваться разовыми достижениями, им необходимо постоянно совершенствоваться и развиваться как туристским центрам, чтобы оставаться привлекательными для туристов;
усиление роли туризма впечатлений. Усиливается стремление туристов не только побывать в новых и интересных местах, но и рассказать миру с помощью социальных сетей (Facebook, Instagram, Twitter) об уникальном опыте и впечатлениях, полученных во время поездки;
изменение формата туристических поездок. Сокращаются горизонт принятия решений о поездке, продолжительность путешествия (например, стали популярны поездки формата city-break), при этом их частота увеличивается, туристы стремятся совместить в одной поездке несколько целей и форматов отдыха, получить аутентичный и уникальный опыт.
Основные региональные тренды внутреннего и въездного туризма отражены в Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года, утвержденной областным законом от 18 февраля 2019 года N 57-5-ОЗ. Стратегия выделяет четыре основные направления развития туризма:
а) проект "Архангельская область. Здесь начинается Арктика".
Девять муниципальных образований Архангельской области отнесены к арктическим территориям (городской округ "Город Архангельск", городские округа Архангельской области "Северодвинск", "Город Новодвинск", "Новая Земля", а также Мезенский, Онежский, Приморский, Пинежский, Лешуконский муниципальные районы Архангельской области). При этом сухопутная Арктика является самой южной и наиболее доступной для туристов (с точки зрения транспортной логистики от Москвы) арктической территорией страны. В Арктической части реализуется большая часть туристских маршрутов, разработанных региональными туроператорами, в том числе тур "Архангельск: здесь начинается Арктика", одобренный в качестве брендового туристического маршрута России экспертами Комитета по импортозамещению в туризме при Министерстве культуры Российской Федерации. Тур реализуют восемь региональных туроператоров по единой цене, четыре гостиницы города Архангельска предоставляют специальные цены на проживание, что положительно влияет на стоимость туристического продукта.
В зимний сезон туроператоры региона предлагают экспедиционные туры на ледоколах Архангельского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт", осуществляющих ледокольную проводку морских судов в пределах акватории морского порта Архангельск по реке Северной Двине. Ежегодно в феврале - марте доступен для посещения тур "В гости к оленеводам", разработанный с целью знакомства гостей с бытом оленеводов-кочевников.
Основными задачами развития арктического туризма в Архангельской области являются:
реализация мер по развитию транспортной и туристской инфраструктуры в Арктической зоне, в том числе возмещение недополученных доходов от государственного регулирования тарифов на авиаперелеты в Арктику и поддержка строительства круизных судов;
разработка и продвижение новых арктических туристических маршрутов;
повышение квалификации специалистов в сфере туризма;